В интервью немецкой ежедневной газете Sueddeutsche Zeitung, опубликованном в понедельник, российский министр энергетики Сергей Шматко призвал к всеобъемлющему энергетическому альянсу между Россией и Германией.
Шматко предложил, чтобы две страны совместно строили атомные электростанции, и чтобы представители российской энергетической отрасли работали над крупными проектами совместно с ведущими германскими компаниями, такими, как Siemens.
Шматко добавил, что Россия готова вкладывать средства в эти проекты, и что первые совместные российско-немецкие проекты строительства электростанций могут быть готовы уже в ближайшие четыре года.
Российское сотрудничество с Германией в энергетическом секторе - не новость. Несколько недель назад обе страны запустили газопровод «Северный поток», по которому российский газ идет напрямую в Германию по Балтийскому морю. «Северный поток» служит краеугольным камнем российско-германских энергетических отношений, но никоим образом не является единственным свежим примером развития этих отношений. Действительно, в тот же день, когда было опубликовано интервью Шматко, российский газовый гигант Газпром купил компанию Envacom, электроэнергетическую и телекоммуникационную компанию из Германии.
Но Москва хотела бы увеличить масштаб своих энергетических связей с Берлином, и активно работает над наращиванием отношений в этой области. Россия предложила многочисленные совместные предприятия с Германией и стремится приобрести несколько немецких энергетических компаний, которые работают не только на немецком рынке, но и по всей Европе. Причина, которая кроется за этим стремлением, носит настолько же коммерческий характер, насколько и геополитический. В то время, как Россия хочет выиграть в финансовом отношении от большего доступа на рынок крупнейшего европейского энергопотребителя в лице Германии, эта самая Германия также предлагает России технологии и опыт, критически важные для российского курса на модернизацию. И возможно еще более важно то, что Германия, связанная с Россией в энергетической и экономической сфере, с меньшей долей вероятности будет бросать вызов Москве в более широких стратегических вопросах, таких как отношения России с ее бывшей советской периферией и возрождение ее влияния там. Россия стремится к созданию совместных предприятий с немецкими энергетическими компаниям не только ради того, чтобы Москва имела возможность сама управлять своими делами в Центральной Европе, но также и в рамках части активной экспансионистской политики в регионе.
Еще по теме: Германия присматривается к России
Очевидное желание России кооперироваться и играть в одной команде с Германией в энергетическом секторе нравится не всем. Страны Центральной и Восточной Европы нервно взирали на то, как два государства, которые доминировали над ними в не столь отдаленном прошлом, возобновляют свои тесные отношения. И пускай совместные предприятия и газовые трубопроводы не приравниваются к воссозданию пакта Молотова-Риббентропа, но эти государства вынуждены рассматривать возможность возникновения для себя большей угрозы в будущем.
Польша особенно озабочена, и в действительности Варшава лихорадочно пыталась бороться против растущих и укрепляющихся отношений между Берлином и Москвой. Польша осознает, что она не может бросать вызов России в одиночку, и поэтому пыталась включить Германию в любые свои связанные с энергетикой планы. Польша последовала примеру немецкой компании E.On и подала в суд на Газпром по поводу высоких цен на природный газ, пытаясь заблокировать более широкие амбиции России в стране. В то же самое время в совместном письме, недавно выпущенном от имени польского министра иностранных дел Радослава Сикорского и его немецкого коллеги Гвидо Вестервелле, содержался призыв к пересмотру стратегии Евросоюза по отношению к России. Польша хочет ограничить российско-германские связи, или по крайней мере быть их участником в формате Евросоюза.
Подробности: Россия и Германия против Польши
Германия явно важна как для России, так и для Польши. Но что выглядит менее ясным, так это то, какую точно позицию занимает Германия в этом вопросе на данный момент. В условиях кризиса в еврозоне, когда Германия, как ее лидер, пытается найти решение проблемы, энергетические отношения с Россией или с Польшей - неважно, насколько важными они могут оказаться в будущем - сейчас явно не входят в число приоритетов берлинской повестки дня. И хотя Россия пытается использовать свое предложение альянса для создания рычага влияния и демонстрации Германии, что она может помочь ей в трудные времена, сама Германия не живет по графику России и будет искать способы для сохранения своего собственного рычага влияния по отношению к Москве.
На данный момент, Россия и Польша будут продолжать маневрировать в своих отношениях с Германией - даже при том, что сам Берлин недвусмысленно сконцентрирован на проблеме кризиса еврозоны.