Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оккупируй Цхинвали!

Протестное голосование в Цхинвали демонстрирует глубокую разочарованность южных осетин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двое кандидатов ведут напряженную борьбу за желанное кресло президента Южной Осетии, отделившейся от Грузии самопровозглашенной республики с населением чуть больше 70 тысяч, независимость которой признали лишь пять стран в мире. В субботу избиратели провели, как это назвали наблюдатели, протестное голосование, выбрав с небольшим отрывом оппозиционного кандидата вместо предпочитительного выбора Москвы.

Двое кандидатов ведут напряженную борьбу за желанное кресло президента Южной Осетии, отделившейся от Грузии самопровозглашенной республики с населением чуть больше 70 тысяч, независимость которой признали лишь пять стран в мире. В субботу избиратели провели, как это назвали наблюдатели, протестное голосование, выбрав с небольшим отрывом оппозиционного кандидата вместо предпочитительного выбора Москвы.

Тем не менее, эксперты и местная пресса расходятся лишь во мнении о том, насколько московские бюрократы стоят за выборами, и какое давление оказывает Россия на правительство Южной Осетии, чтобы то выбрало правильного человека во втором туре.

После подсчета 98% бюллетеней, министр чрезвычайных дел Южной Осетии Анатолий Бибилов и бывший министр образования Алла Джиоева, «темная лошадка» на выборах, получили равное количество голосов, каждый примерно по 25%. Остальные кандидаты набрали не больше 10% каждый, что вынуждает двоих лидеров соревноваться во втором туре голосования 28 ноября.

Подробности: Южная Осетия огорчила Кремль


Президентские выборы стали первыми с того момента, как республика Южная Осетия объявила о своей независимости от Грузии в 2008 году. В то время как Абхазии, другой самопровозглашенной республике, отделившейся от Грузии во время короткой войны с Грузией в 2008 году, повезло с крепким лидером – Сергеем Багапшем, правление южноосетинского лидера Эдуард Кокойты, правившего с 2001 года, все больше характеризовалось как неуместное и коррумпированное. Заблокированное население Южной Осетии существует независимо благодаря регулярным денежным переводам из Москвы, которые, как предполагается, Кокойты и его сторонники спустили на свои нужды.

 
В связи с конституционным запретом на третий президентский срок и легким подталкиванием из Москвы, Кокойты уйдет в сторону, чтобы пропустить своего преемника. Общественное мнение в Южной Осетии считает, что Бибилов – человек Москвы, который должен сохранить российское влияние на территории. Несмотря на то, что кампания Бибилова отрицает это, газета «Коммерсант» сообщила о скандале, где телеграмма предположительно от Владимира Путина была передана сторонникам Бибилова. В то время как аутентичность телеграммы находится под вопросом, тональность выборов была задана: голосование против Бибилова было голосованием против кандидата элиты.

Широкая общественная поддержка Джиоевой связана с растущим недовольством в республике, в особенности, в отношении местных властей. Кокойты публично заявил о своей поддержке Бибилова (возможно, к расстройству кандидата, учитывая низкий уровень популярности Кокойты), в то время как уважаемые местные политики, включая бывшего министра обороны Анатолия Баранкевича и главного тренера России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева, которому отказали в регистрации на выборы, объявили о своей поддержке Джиоевой.

Успех Джиоевой на выборах стоит особенно отметить, учитывая ограниченную роль женщин-политиков на Кавказе, проблема, которой ее сторонники занялись сразу. Тедеев, популярная оппозиционная фигура в Южной Осетии, имеющий поддержку общественности, назвал Джиоеву «единственным настоящим мужчиной» среди исключительно мужских кандидатов. Тем не менее, тот злополучный факт, что Джиоева является женщиной, продолжает всплывать: «Наше общество уважает женщин», - заявил Кокойты радио «Комсомольская правда», предполагая, что Бибилов победит во втором туре голосования. «Но Кавказ есть Кавказ», - заключил он, сообщает Moscow Times.

Голосование прошло не без противоречий. Помимо противоречивого запрета на участие в выборах Тедеева, которое было основано на технической детали, были заявления о вмешательствах со стороны других кандидатов. Однако, помимо корявых винтиков и болтиков процесса выборов, стоит отметить и то, что, по мнению некоторых экспертов, лидеров голосования поддерживали противостоящие группировки кремлевских инсайдеров. «Выборы там показали, что конечное решение в Москве не было принято, - заявил Алексей Малашенко, эксперт по Кавказу в Carnegie Endowment. - Разные группировки в Москве выбрали разных кандидатов, и это дало людям в Южной Осетии возможность выразить свою точку зрения».

Несколько российских ежедневных газет, включая «Коммерсант», пошли еще дальше и заявили, что кремлевские элиты используют южноосетинские выборы, как повод свести личные счеты друг с другом. В частности, они называют противостояние между заместителем начальника Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владиславом Гасумяновым и бывшим главой этого же управления Модестом Колеровым. Они поддерживали разных кандидатов: Гасумянов – Бибилова, в то время как Колеров, политический советник, ныне возглавляющий новостной агентство Regnum, поддерживал Георгия Кабисова.

Вадим Муханов, старший сотрудник Центра кавказских исследований в Москве, не согласился с этим, заявив, что основные линии разрыва между бюрократами, основаны на географии - приверженности Москве или Южной Осетии, а не на личных ссорах. По его словам, московские бюрократы объединились вокруг кандидатуры Бибилова, и в ходе избирательной кампании поддержать его приезжали и министр чрезвычайных ситуаций, и глава управления в администрации президента, где работает Гасумянов. «Бибилов, скорее, не южноосетинский кандидат, а кандидат Москвы и московских бюрократов», - заявил Муханов.
 
Он также отметил, что личное соперничество между Гасумяновым и Бибиловым, скорее всего, невозможно, добавив: «не ожидайте большой политической интриги». Гасумянов должен следовать линии правительства и поддерживать Бибилова, в то время как у Колерова было деловое соглашение с Кабисовым. Теперь, по словам Муханова, когда остальные кандидаты исчезли, поддержка выборов вернется в привычные рамки: «Теперь выбор гораздо очевиднее, чем был ранее – это либо кандидаты элиты, либо оппозиционный кандидат».