Настроение на нынешней встрече Валдайского клуба было пасмурное. Это неизбежно, поскольку встреча проходила на фоне стагнации в России и США, и кризиса в Европе. В России и государству, и обществу не хватает сил для внутреннего возрождения. Даже в этих условиях Россия может довольно успешно идти своим нынешним курсом, пока цены на энергоресурсы остаются высокими. Но в таком случае она не сможет создать новую экономику, которая будет способна заменить энергоресурсы как главный источник доходов на долгосрочную перспективу.
Технический и технологический упадок России стал очевиден во время наших поездок на сборочные предприятия Volvo и Volkswagen в Калужской области. Там, несмотря на усилия государства, почти 100% деталей до сих пор завозится из-за рубежа. Особо беспощадное замечание по поводу состояния промышленности страны я услышал от своей российской знакомой. Она сказала, что хотя все детали в машинах иностранные, люди все равно предпочитают покупать такие же автомобили иностранной сборки по более высокой цене, потому что они просто не доверяют российским рабочим, считая, что те не умеют собирать их должным образом. Увы, это предубеждение отчасти подтверждается многочисленными случаями некачественной работы на заводе по сборке грузовиков Volvo в Калуге. В дополнение к этому появились новости о станции «Фобос-Грунт», которая должна была полететь на Марс. Они привлекли внимание к упадку российской космической программы.
Во время обеда с участниками Валдайского клуба премьер-министр Владимир Путин неоднократно заявлял, что если его в будущем году выберут президентом, правительство будет действовать гибко и по-новаторски, реагируя на новые события. Но никаких подробностей он не раскрыл. А судя по имеющемуся опыту, нет особых оснований полагать, что российская государственная система способна к самоочищению от коррупции, которая существенно сдерживает и тормозит развитие страны.
Еще по теме: Прежний Путин и оправданные опасения: СМИ о встрече клуба «Валдай»
В то же время, российские либералы, возлагающие надежды на падение нефтяных цен, массовые беспорядки и дестабилизацию режима, демонстрируют глупость, подобно своим дореволюционным предшественникам, которые до 1917 года вопреки всякому здравому смыслу полагали, что свержение царизма приведет к расцвету демократии. Падение цен на энергоресурсы станет результатом распада еврозоны и глубокой экономической рецессии в общемировых масштабах, которая начнется на Западе.
Такой кризис будет справедливо расцениваться как результат катастрофического провала не только западной экономической политики, но и западной демократической системы государственного управления. Это нашло свое множественное отражение в крахе греческой и итальянской политики, а также в бесконечных полумерах Евросоюза. Это также проявляется в ползучем параличе американской системы, возникшем не только из-за острых разногласий между демократами и республиканцами, но и по причине врожденных и кажущихся неустранимыми недочетов американской конституции. Как в Европе, так и в США снижение уровня жизни значительной части населения ведет к усилению экстремизма в политике.
В Европе это вызывает усиление правых и антииммигрантских партий. В США особую тревогу вызывает радикализация Республиканской партии, проявляющаяся в Движении чаепития, ибо оно показывает, что консервативный средний класс уже неспособен рационально анализировать и объяснять свое все более удручающее экономическое положение. В таких обстоятельствах крайние шовинистские тенденции в России будут усиливаться при виде того, как растут и крепнут аналогичные силы на Западе. В результате больше всех от этого выиграют демагоги-популисты и злобные уличные банды, но не российские либералы.
Даже если еврозона как-то выживет и не скатится в пропасть глубокой депрессии, все экономические показатели говорят о том, что на Западе будет очень длительный период низкого экономического роста, аналогичный, пожалуй, не спаду, наступившему после 1929 года, а так называемой «первой великой депрессии», длившейся с 1870-х по 1890-е годы. Часть западной экономики будет преуспевать за счет использования растущих рынков Китая и Индии. За счет этого будет преуспевать и Россия, продавая в Китай энергоресурсы, продовольствие и сырье. Но подъем Китая одновременно приведет к упадку многих других отраслей западной и российской экономики в силу неумолимого снижения цен.
А поскольку Китай будет и дальше демонстрировать высокие темпы роста на фоне замедления развития на Западе и в России, Европа и Москва будут все больше зависеть от КНР. С другой стороны, если в результате западного спада сократится и китайская экономика, это уничтожит последние оставшиеся элементы динамичного роста в мировой экономике.
Еще по теме: Россия: обоснованные опасения клуба «Валдай»
Такой прогноз создает мощнейшие побудительные стимулы для сотрудничества между ЕС и Россией. Страны Евросоюза обладают теми технологическими знаниями и управленческими навыками, в которых столь остро нуждается Россия. Россия может предоставить возможности для инвестиций и развития, которые отсутствуют в застойной Европе. Учитывая мировые экологические и демографические тенденции, можно предположить, что главными богатствами России в отдаленной перспективе будут не энергоресурсы и не минералы, а вода и сельское хозяйство. Через несколько десятилетий эти богатства будут жизненно важны не только для России, но и для Европы, а также для всего мира.
Потребность в тесном сотрудничестве между ЕС и Россией, казалось бы, очевидна. Однако из всего того, что я увидел в России во время валдайского форума, а также в европейской политике за последние месяцы, мало что говорит о возможности налаживания такого сотрудничества в ближайшее время, учитывая характер государственных и политических систем обеих сторон.
Но это очень длительные процессы. Спустя 12 лет очень медленного роста в Европе страны ЕС будут готовы идти на все, лишь бы дать толчок развитию своих экономик. Спустя 12 лет более успешного роста в России – пусть даже он будет основан на экспорте энергоресурсов – в стране может возникнуть средний класс, настаивающий на проведении подлинных реформ. Мы можем надеяться лишь на такие отдаленные перемены, потому что, как это ни прискорбно, в ближайшей перспективе ни у той, ни у другой стороны ничто особо не изменится.
Анатоль Ливен - профессор военных исследований лондонского Кингс-колледжа и старший научный сотрудник вашингтонского фонда New America Foundation. Новое издание его книги «America Right or Wrong: Аn Anatomy of American Nationalism» (Права или нет Америка: анатомия американского национализма) выйдет в будущем году.