Кристиан Вульф (Christian Wulff) и Бронислав Коморовский ожидают прибытия Виктора Януковича. Президенты Польши и Германии уже заняли свои места в Леопольдине – в роскошном большом зале Вроцлавского университета, - однако третьего участника группы, президента Украины, еще нет. Над Вроцлавом, бывшим немецким городом Бреслау, навис туман. Самолет Януковича не может совершить посадку, и поэтому надо ждать.
Европа в последние несколько недель вынуждена была усвоить, что означает ждать Януковича. На самом деле, Евросоюз намеревался уже в этом году заключить с Украиной всеобъемлющий договор об ассоциативном членстве и свободной торговле. Однако в настоящее время управляемое украинское правосудие упрятало за решетку нескольких оппозиционных деятелей, а бывший премьер-министр Юлия Тимошенко приговорена к тюремному заключению сроком на семь лет. Янукович неоднократно обещал устранить имеющиеся недостатки, но вместо этого открывались все новые судебные разбирательства. С тех пор Европа ждет того момента, когда украинский президент сдержит свое слово.
Еще по теме: Украинский парламент не стал освобождать Тимошенко
Вульф уже давно запланировал отметить вместе с Коморовским 200-летний юбилей Вроцлавского университета (ранее это был Силезский университет Фридриха-Вильгельма). Затем в Польше вспомнили, что эта альма матер после Второй мировой войны переняла традиции сегодня украинского, а до 1944 года польского Лемберга (Львова). Поэтому Варшава предложила пригласить Януковича на встречу во Вроцлав. Варшава и Берлин очень по-разному воспринимают режим Януковича. В Польше существует догма о том, что Украину следует оторвать от Москвы и присоединить к Западу, и положение дел с демократией отходит при этом на второй план. Поэтому Варшава в Евросоюзе настаивает на том, чтобы принятие подготовленного договора об ассоциативном членстве не зависело от обращения украинских властей с оппозицией. При этом высказывается мнение о том, что этот договор вместе с его положениями о демократии и предусмотренными механизмами наблюдения – как когда-то это было в случае с Хельсинским Заключительный Актом – как раз во время гонений может стать апелляционной инстанцией для оппозиции. Поэтому Польша хочет использовать свое председательство в Евросоюзе для того, чтобы парафировать договор с Украиной. Встреча во Вроцлаве должна была стать последней попыткой объяснить Януковичу, что Украина перед лицом мощного давления со стороны Москвы, подталкивающей ее к вступлению в российско-казахско-белорусский Таможенный союз, достанется России, если она будет продолжать отгораживаться от Запада.
Германия иначе смотрит на эти вещи. В Берлине политику подавления оппозиции считают нарушением данного обязательства. Здесь не готовы даже парафировать соглашение об ассоциативном членстве, пока Юлия Тимошенко сидит в тюрьме. «Украинцы», считают в Берлине, в случае любых уступок сделают вывод о том, то они могут «все что угодно делать с европейцами». Поэтому Берлин выступает за жесткий подход. Там намерены остановить процесс подписания соглашения об ассоциативном членстве, пока на Украине продолжается подавление политических противников, и расчет делается на то, что украинские «олигархи», желающие сохранить свою независимость от России и стремящиеся попасть на европейский рынок, будут изнутри требовать от Януковича изменить свою позицию.
В тот момент, когда Янукович, наконец, прибыл во Вроцлав, Вульф и Коморовский опять получили с Украины плохие новости – контролируемый правящим режимом парламент отклонил законодательную реформу, на основании которой политические заключенные могли бы быть отпущены на свободу, а придирки к Институту имени Гете в Киеве так и не прекратились. Разговор с глазу на глаз трех участников встречи – всего три пары глаз - проходит после этого в соответствующем духе. Между Берлином и Варшавой еще накануне велись разговоры о том, что Вульф будет играть роль доктора с горькими пилюлями, тогда как Коморовский поднесет ложку к губам пациента с ласковыми словами. Когда немецкий президент после встречи делает первое публичное заявление, становится ясно, что он серьезно относится к своей роли. Он подвергает исключительной резкой критике «демонтаж» оппозиции на Украине и ясно дает понять, что соглашение об ассоциативном членстве в такой ситуации просто немыслимо. До этого он попросил Януковича в самое ближайшее время предоставить ему возможность лично посетить в тюремной камере представителей оппозиции – в том числе осужденную Тимошенко.
Еще по одному вопросу Вульф идет дальше, чем это делали другие до него: он требует, чтобы Евросоюз «пересмотрел свою визовую политику» в отношении Украины. Федеральный президент этого прямо не формулирует, однако он связывает эта формулу с требованием украинской оппозиции о том, чтобы представителям нынешнего режима пригрозили запретом на выдачу виз в том случае, если ситуация внутри страны не улучшится. Однако публично Вульф высказывается более мягко. Пусть рассеется «туман над Украиной», заявил он, выступая в университетском актовом зале Леопольдина. Янукович в это время находился еще на подлете, продираясь сквозь туманы Силезии