Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Иран: дипломатия или война?

Не существует неминуемой угрозы, оправдывающей военные действия. Если Израиль развяжет войну, то ее последствия будут весьма тяжелыми. Решение заключается в переговорах, которые бы признали значимость Ирана. Бразилия и Турция готовы выступить в качестве посредников

© коллаж ИноСМИИран и Запад
Иран и Запад
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исламская Республика Иран разработала технологию обогащения урана и имеет возможность создать собственное ядерное оружие. Обсуждаются три варианта действий: удар по атомным объектам, установление жесткого режима санкций и блокады или проведение переговоров с Тегераном.

Недавно опубликованный доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) вновь оживил дискуссии на тему о том, как избежать того, чтобы Иран обзавелся собственным ядерным оружием. Как явствует из этого доклада, Исламская Республика разработала технологию обогащения урана и имеет возможность создать собственное ядерное оружие. Она укрепила свои атомные объекты и обладает соответствующими ракетами для отражения удара. Обсуждаются три варианта действий: удар по атомным объектам, установление жесткого режима санкций и блокады или проведение переговоров с Ираном.


Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр обороны этой страны Эхуд Барак выступают за нанесение превентивного удара. Одновременно в США раздаются голоса в поддержку военной акции, приводя самые разные причины, начиная с опасений усиления позиций Ирана в данном районе земного шара и кончая утверждениями, что после Ирана в ядерный клуб вступят Саудовская Аравия, Турция и Египет.

Раздаются даже призывы нанести ядерный удар по Ирану, чтобы таким образом не допустить ядерной войны между ним и Израилем. В свете этих тревог бывший дипломатический работник Ричард Далтон (Richard Dalton), ныне сотрудник Королевского института международных отношений «Чатам Хаус» в Лондоне, считает, что «нет неминуемой опасности, которая оправдала бы преждевременную самооборону». Хиллари Манн Леверетт (Hillary Mann Leverett) и Флинт Леверетт (Flynt Leverett), бывшие члены Совета национальной безопасности США, также считают, что способность производить ядерное оружие и обладание им – не одно и то же.

 

Израиль использует угрозу нападения со стороны Ирана с тем, чтобы США, страны Европы и, в особенности Россия и Китай, помимо непостоянных членов Совета Безопасности ООН, ужесточили политическое давление и санкции против Ирана и таким образом вынудили его отказаться от своей ядерной программы.

«Давление и сдерживание – таковы правила игры на данный момент, однако нанесение удара тоже нельзя полностью исключать», заявляет Йосси Альфер (Yossi Alpher), бывший сотрудник израильской разведслужбы «Моссад», но «наше правительство предпочитает, чтобы этот удар нанесли США».

Несмотря на тесные отношения между США и Израилем, правительство Биньямина Нетаньяху может пойти на нанесение удара и без предварительных консультаций c Вашингтоном. Нечто подобное произошло, когда Израиль нанес воздушные удары по атомным электростанциям в Осираке (Ирак) в 1981 году и Дейр е-Зуре (Сирия) в 2004 году. Во время недавнего посещения Израиля министр обороны США Леон Панетта (Leon Panetta), открыто выступающий против удара по Ирану, не получил никаких заверений в том, что упреждающего удара не последует.

Влияние Вашингтона на Ближнем Востоке значительно подорвано. Кроме всего прочего, на нем отрицательно сказываются прохладные отношения между президентом Бараком Обамой и премьер-министром Нетаньяху. Президент находится в полной изоляции по проблеме палестино-израильского конфликта.

Правые считают, что он проводит антисионистскую политику, в то время как центр и левые утверждают, что он предал палестинцев и потерял возможность добиться урегулирования конфликта между двумя государствами. В этих условиях Нетаньяху надеется прижать Обаму к стенке и заставить нанести упреждающий удар. В противном случае это сделает Израиль.

Вот уже несколько лет иранская угроза является главной проблемой Нетаньяху. Кстати, муссируя ее, израильское правительство оттягивает принятие сокращений в оборонном бюджете. Демонстрации израильских возмущенных, произошедшие за последние месяцы, a также результаты опросов общественного мнения указывают на то, что большая часть населения высказывается за сокращение оборонного бюджета (а также сумм, выделяемых на строительство еврейских поселений на оккупированных палестинских землях и на деятельность религиозных школ) и направить высвободившиеся деньги на образование, здравоохранение и жилищное строительство. Представители разведки и армейских кругов, израильские политические обозреватели считают, что удар по Ирану лишь затормозит осуществление его ядерной программы и повлечет за собой тяжелые последствия: теракты, военные действия Ирана в Ормузском проливе и Персидском заливе и еще большую изоляцию этого района земного шара во время важных политических изменений в ряде арабских стран.

 

Еще по теме: Израиль и Иран: подковерная война увеличивает риск возмездия и конфликта

 

Бывший директор израильской разведслужбы «Моссад» Меир Даган (Meir Dagan) считает неразумным воевать с Ираном, когда можно применить другие методы, в частности бойкот и диверсионные действия, которые могут затормозить осуществление иранской ядерной программы, включая кибератаки и физическое устранение ученых, работающих над ней. Нынешнее руководство разведки и армейских кругов также выступает против нанесения удара.

С тех пор, как Барак Обама пришел к власти, возникали трения между позицией его Администрации, выступавшей за сочетание диалога, мер поощрения и санкций в отношении Ирана, и теми, кто считает, что единственно возможной политикой могут быть жесткие санкции и, возможно, применение силы. По мере того, как Обама утрачивал позиции в Конгрессе и внутри своей собственной Администрации, в его политике произошли изменения. Если вначале он заявлял о праве иранского мирного атома на существование, то в итоге стал оказывать давление на правительство Махмуда Ахмадинежада с тем, чтобы оно полностью от нее отказалось.

Правящие круги США опасаются, что израильский удар поставит под угрозу их войска, находящиеся в зоне Персидского залива и в Ираке. Именно в тот момент, когда они выводят войска из Ирака и Афганистана, нецелесообразно проводить военную операцию с непредсказуемыми последствиями. С другой стороны блокирование экспорта нефти (2,4 миллионов баррелей в день) приведет к скачку цен на нефть в период экономического кризиса.

В действительности, для Вашингтона было бы лучше договориться с Ираном по таким проблемам как афганские беженцы, наркоторговля и стабилизация обстановки в Ираке.

Теоретически уход американских войск из Ирака в 2014 году может позволить Ирану усилить свое влияние в регионе. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты предпочли бы нанесение удара, который ограничит это влияние. Однако Вашингтон хочет оказать военную поддержку таким своим союзникам как Катар и Кувейт и таким образом укрепить с ними двусторонние отношения в сфере безопасности. И все же усиление регионального влияния Ирана под большим вопросом. Массовые протестные выступления в арабском мире идут вразрез с теократической моделью государственного устройства Ирана, где главенствующей религией является ислам шиитского толка. Союз Ахмадинежада с правительством Сирии и подавление инакомыслия еще больше подорвали его авторитет.

 

Для националистически настроенных иранцев США являются наследниками британского колониализма, который пытался подчинить себе эту страну с целью завладения ее нефтяными ресурсами. С момента заговора ЦРУ 1953 года и поддержки вековой диктатуры шаха Мохаммеда Реза Пехлеви до исламской революции 1979 года. Иран считает себя региональной державой с богатой историей и культурой, с религией, заслуживающей уважения. Программа использования атомной энергии в мирных целях является одним из инструментов экономического роста и не противоречит Договору о нераспространении ядерного оружия.

Чем большее давление оказывается на Иран с тем, чтобы не дать ему возможности обзавестись собственным ядерным оружием,  тем больше его руководители утверждаются в мысли, что они им необходимо. Урок, извлеченный Тегераном из вторжения в Ирак 2003 года, заключается в том, что если бы у Саддама Хусейна было ядерное оружие, то на него никогда не посмели бы напасть.

Национализм авторитарно-популистского толка не уступит Вашингтону и Европе. А противостояние угрозам лишь послужит ему законным на то основанием. Политика санкций и возможного установления блокады не даст результата в многополярном мире, где все большую роль играют Китай, Россия и Индия. Военный удар лишь задержит осуществление ядерной программы, ускорив при этом изоляцию и дискредитацию США, Израиля и Европы в районе, где происходят стремительные перемены. Американский исследователь иранского происхождения Трита Парси (Trita Parsi) считает, отсутствие связей между США и Ираном представляет немалую опасность. Руководство обеих стран боится контактов, чтобы другие не расценили это как признак слабости. Таким образом «выбор заключается между санкциями и войной, а не между противостоянием и дипломатией».

Другим способом решения проблемы является привлечение таких посредников как Турция и Бразилия, поддерживающих хорошие отношения с Ираном и уже сумевших достичь в 2010 году договоренности с Ахмадинежадом о международных инспекциях его ядерной программы,  обогащении ограниченного количества урана в третьей стране и обязательстве не производить ядерного оружия. Соглашение подобного типа можно достичь, если международное сообщество начнет диалог, в ходе которого Иран будет признан в качестве региональной державы, несмотря на критику в адрес его политического строя.

Мариано Агирре возглавляет Норвежский центр миротворческих инициатив.