Верховная рада, точнее, согласительный совет ВР по просьбе правительства отложил рассмотрение во втором чтении закона о бюджете на 2012 год. Причина - ожидание результатов переговоров с российской стороной относительно цены на газ.
Уже этого решения достаточно, чтобы констатировать признание настоящей властью прямой зависимости от Кремля. Зависимости, которой Россия может манипулировать непосредственно, даже не прибегая к каким-то специальным усилиям своих агентов в Киеве.
Скажем, просто сорвать бюджетный процесс в Украине, бесконечно откладывая завершение переговоров под любыми, кстати, неизвестными публике, предлогами.
Также по теме: Россия: нового газового контракта с Украиной пока нет
Даже без других мотивов, России удобно продолжать как можно дольше получать от Украины деньги за газ по все возрастающим ценам, особенно зимой. А уж производные от этого последствия не замедлят - усиление социального давления на правительство, невозможность дальнейших переговоров с МВФ, втягивание «Нафтогаза» в долговые обязательства перед российскими банками и т.п..
Уже под давлением этих обстоятельств, где-то между своими парламентскими и президентскими выборами, Россия охотно выжмет такие уступки из украинской стороны, которые не помогут украинскому бюджету даже в случае снижения газовой цены.
Так как потери начнут возрастать в тех пунктах, которые Киев отдаст за цену газа.
К сожалению, но уже привычно, со стороны оппозиции не прозвучал в связи с этим вопрос: почему?
Почему правительство и большинство, имея возможность улучшать бюджет в случае положительных изменений в экономике, не пошли на принятие «пессимистического» бюджета с нынешними высокими ценами на газ, если рассчитали его, как могли, и уже даже протащили через первое чтение?
Или это только жест доверия к России и сигнал о собственной уверенности, чтобы подразнить ЕС?
Или цена газа - лишь повод, а проект бюджета - часть какого-то «пакета» договоренностей, которые касаются в том числе и будущих выборов в Украине?
Ведь именно в бюджете на 2012 год следует заложить не только затраты на избирательный процесс для ЦИК, а и деньги на преференции для гарантированных мажоритарщиков, не говоря уже о социальных взятках для партийного электората. А если эти вопросы, в частности, закон о выборах, до сих пор не решены, и кто там мажоритарщики, и кому какие гарантии в виде бюджетных статей выписывать - еще неизвестно, то и бюджет определять некому?
По правде говоря, если проблема именно в этом, - это еще больше должно соблазнять российскую сторону как можно дольше затягивать окончательное завершение переговоров о цене газа. И манипулировать командой Януковича, вплоть до того, чтобы диктовать ему состав следующего депутатского корпуса.
По тем правилам избирательного закона, который внесла ПР, можно и к ее списку, и на 225 округов поставить всех 300 украинских затулиных, лужковых, дугиных, прохановых и других российских агентов.
Неужели лишь ради такого результата Януковичу надо было громко ругаться с Путиным и Медведевым, сажать Юлю и играть в игры с ЕС?!
А главное, неужели при таком раскладе президент может надеяться, что следующим шагом после «назначения» полностью контролируемого Москвой парламента - он сам и его семья не станут первой жертвой импичмента на всем постсоветском пространстве? Перед тем как 300 голосов изменят Конституцию Украины, и, возможно, не только в вопросе языка...
Конечно, настоящее окружение Януковича позволяет предположить и такое поведение гаранта. Но, по крайней мере сам Янукович, который кадрово суживает круг «чужих» и огораживается «своими», - дает понять, что не совсем игнорирует подобные угрозы.
Насколько эффективно - это уже вопрос почти мистический...
Но предположить наличие более оптимистичного сценария, чем вышеизложенный, просто необходимо. Хотя бы из уважения к людям, которые, по общему признанию, провели блестящие переговоры на европейском направлении и не заслуживают поражения с противоположной стороны.
Так вот, даже не имея никакой информации о новых газовых соглашениях, так как нельзя же считать информацией слухи о цене в 200-250 долларов без намека на реальную стоимость, должны просто вспомнить, что именно нам рассказывали о подготовке к зиме во времена передпереговорного противостояния. А также чем упрекали Юлю за поступки Газпрома.
Еще по теме: О чем договорились в Завидове?
Конечно, это - дилетантский взгляд на вещи. Но кто теперь не дилетант в газовых вопросах?
Может, депутаты, которым не разрешают даже взглянуть на директивы президента и правительства относительно будущих контрактов? Может, эксперты, специалисты области, бывшие начальники НАКа, его дочек, облгазов и т.п., которые 20 лет сопровождали все газовые сделки, но так и не уберегли никого от нынешней ситуации?
Наконец, именно своими дилетантскими представлениями руководствуется «обычный украинец», выбирая, на что израсходовать свои ограниченные средства, а также куда поставить галочку в бюллетене.
Так вот.
Мы слышали о заполненных под завязку газохранилищах. О самостоятельно ремонтируемой ГТС. О том, что Украина собирается экспортировать газ собственной добычи. О том, что транзит газа по нашей трубе все равно сокращается благодаря «Северному потоку», а металлургические предприятия и химики уже сократили потребление газа из-за предыдущего кризиса, и в ближайшее время сократят еще из-за следующего. О списании долгов облгазам за прошлые периоды.
Плюс признания Европы, что она согрелась уже одну зиму за украинский счет, ничем эту потерю не компенсировав...
Как говорят, «для холопского ума», как раз пора поставить вопрос ребром, ничего не сдавая и ничего не прося - а требуя. И не опасаясь очередного перекрытия трубы.
Так как попытка России перекрыть газ и в этот раз станет для нее уже не победой, а сплошным поражением. Европа при этом почти не пострадает, а если пострадает - то уже точно будет знать, кто виноват и что делать. Т.е. стать на сторону Украины.
Это, кстати, было бы существенным аргументом со стороны Европы в пользу освобождения Тимошенко. Ну, в том смысле, что компенсировало бы хотя часть материальных потерь Украине от подписанного когда-то контракта. Так как если европейцы действительно верят в личную месть со стороны Януковича, то содействие в устранении, по крайней мере, одной из причин этой мести - газовой проблемы, в которую загнал Януковича контракт 2009 года - быстрее подтолкнет его к проявлению милосердия.
Милосердие же выше справедливости, и к христианским праздникам Рождества как раз самое время его продемонстрировать.
В частности, и в пику Юлиным «партнерам» из России, которые - вопреки просьбе ее защиты отозвать знаменитое письмо МО РФ, из которого выросло второе дело против нее, - никак не отреагировали на эту просьбу. По крайней мере, БЮТ об этом до сих пор не сообщил.
Итак, приемлемый сценарий в принципе существует, - если исключить из него совершенно секретные детали, о которых, как во втором деле Тимошенко, можно узнать лишь лет через 10-15.
Может, кто-то со знатоков подробно, аргументированно и профессионально опроверг эти дилетантские соображения? Дело же о национальной безопасности.
А если нет - так в чем задержка? Почему стоит наш бюджетный процесс?
Тем временем, отложив бюджет, парламентское большинство с подачи президента позаботилась о его наполнении радикальным способом: фактическим открытием колоссальной оффшорной зоны. Закон о гуманизации экономических преступлений знаменит тем, что его не использовали для декриминализации «Юлиной статьи» - в одобренном большинством виде практически устанавливает прейскурант «штрафов» за любые финансовые, приватизационные, налоговые и другие злоупотребления в крупных размерах.
Только что администрация президента отчитывалась об исключении Украины из «серого списка» FATF. Господин Тигипко собирается предложить «налоги на роскошь», а также перекрыть какие-то лазейки к иностранным оффшорам.
И вместе с тем всем грязным капиталам мира предлагают прийти в Украину, уплатить за «входной билет» в бюджет в виде штрафа - или соответствующую взятку «кому следует»? - и дальше заниматься бизнесом.
Конечно, это не является неким ноу-хау. И на фоне европейских мероприятий по усилению фискального давления на финансовых махинаторов, а также в ожидании восстановления путинской «антиходорковской» политики в России - смысл идеи понятен. Пригреем всех.
Но не все придут.
Точно придут «либеральные империалисты» с Востока, особенно если им откроют все приватизационные объекты, а «Газпром» позаботится об их конкурентоспособности в виде цены на газ.
Интересно, отложив бюджет, считает ли правительство и то, какую часть в нем будут занимать налоги и штрафы от этих «пришельцев»? И в какой мере эта зависимость от России будет лучше зависимости от МВФ?
Не интересно и не удивительно, что за закон о «гуманизации», вопреки отчаянным протестам своего же коллеги юриста-генерала, проголосовали коммунисты. Они не только точно знают, какая зависимость лучше, но и то, что для борьбы с олигархами, которую они имитируют, нужны как минимум сами олигархи.
А еще коммунистам нужны националисты для борьбы и с «фашизацией». Как и националистам нужна... зависимость Украины. Для борьбы, конечно же, за независимость. И «коммуняки-сталинисты» в придачу.
Уже теперь новый газовый контракт и построенный на нем бюджет могут обеспечить двум этим политическим полюсам предвыборное поле для общего провоцирования массовых возмущений. Или, наоборот, могут минимизировать это пространство. Как, между прочим, было во время переговоров с ЕС и жестких обменов заявлениями с Москвой.
Но без громкого спора этих двух, с позволения сказать, «полюсов», который заполняет собой просто-таки кричащее отсутствие парламентской оппозиции - весьма громкой окажется тишина вокруг сложных торгов за газ, бюджет, имущество, округи.
Круг замыкается.
И значит - кремлевские «рулят»?
Перевод: Антон Ефремов