Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Переломный момент для сирийских протестов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выступающие против режима сирийцы сказали мне, что они зашли слишком далеко, чтобы останавливаться. В любом случае, они считают, что внутренняя легитимность режима Асада получила смертельные ранения, что режим потерял поддержку арабских стран и не справляется с восстановлением экономики, которая может сократиться на 8% - и что теперь победа близка как никогда.

В самой недавней атаке против сирийского правительства, армии и служб безопасности перебежчики из сирийской армии использовали реактивные гранаты при нападении на офис проправительственной молодежной организации, расположенной на северо-востоке страны.
 
За день до этого «Свободная сирийская армия», как себя назвали перебежчики, напала на базу разведки ВВС недалеко от Дамаска. Эндрю Таблер (Andrew Tabler) из вашингтонского Института ближневосточной политики заявил CNN, что нападение на базу разведки «свидетельствует о растущей изощрённости «Свободной сирийской армии» и открывает новый этап конфликта».

Появляется консенсус в том, что Сирия движется к гражданской войне, если уже не находится в такой ситуации. В четверг российский министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил, что нынешнее положение дел «очень похоже на гражданскую войну».

Читайте также: Турция вслед за Россией предупреждает о риске гражданской войны в Сирии

К хору присоединился турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu). «Существует риск того, что конфликты перерастут в гражданскую войну», - заявил он, согласно Radio Free Europe.

Но американские официальные лица предполагают, что подобные определения могут помочь попыткам сирийского президента Башара Асада по лишению легитимности оппонентов и возложению на них вины за происходящее насилие, сообщает CNN.

Но в Вашингтоне высокопоставленный представитель администрации Обамы заявил, что определение насилия термином «гражданская война» «играет на руку сирийскому правительству,  как будто это какое-то террористическое движение против правительства».

«Это не так в данном случае. Это движение с самого начало было мирным», - заявил представитель на условии анонимности из-за  тонокости вопроса.

Представитель заявил, что насилие ведет Сирию «по опасному пути», но добавил: «Это репрессии и убийства мирных граждан сирийским режимом ухудшили ситуацию и привели к этому».
 
Макс Фишер (Max Fisher) из The Atlantic пишет, что «сирийский конфликт все еще кажется развивающимся в пользу сохранения власти Асадом, но, впервые с начала беспорядков в марте, успех повстанцев в начале революции в стране кажется возможным - пусть даже и неправдоподобным».

Что же стало поворотной точкой? Фишер пишет о двух вещах: принятое на этой неделе решение Лиги арабских государств приостановить членство Сирии и растущая организованность «Свободной сирийской армии», которая на этой неделе провела запланированное нападение  на очень охраняемую военную базу недалеко от Дамаска. В связи с тем, что военное вмешательство остается крайне непопулярной мерой, а высокопоставленные военные лидеры не пойдут против Асада, нынешняя борьба является самым вероятным способом сместить режим.

Еще по теме: Лига арабских государств вводит санкции против Сирии

Поэтому единственным предсказуемым способом завершить этот конфликт (кроме прямой победы Асада, что, как это ни печально, возможно)  - это вооруженное восстание, руководимое армейскими перебежчиками низкого и среднего уровня, против режима. И именно это начинает происходить.

Нападения перебежчиков на военные базы вокруг Дамаска длились полтора часа, что является большим отрезком времени, учитывая насколько жестко военные контролировали страну всего лишь несколько недель назад. Перебежчики сами собрались в так называемую Свободную сирийскую армию. Некоторые лидеры группировки заявили, что планируют провести скоординированное нападение на правительство. Хоть повстанцы и имели определенный успех в городах Хама и Хомс, где сильно протестное движение, им потребуется захватить Дамаск и Алеппо, чтобы победить. Руководство страны базируется в этих двух городах, потому там более жесткий контроль, и несмотря на то, что протесты увеличились в близлежащих городах, жители Дамаска и Алеппо выглядят слишком запуганными – что понятно - чтобы присоединиться к движению.

Отставка сирийского президента Башара Асада - то, что так долго казалось невозможным, теперь выглядит лишь очень маловероятным.
 
Эмиль Хокаем (Emile Hokayem), старший специалист по региональной безопасности в ближневосточном подразделении Международного института стратегических исследований, пишет, что лидеры Свободной сирийской армии заявили ему на встрече в Ливане, что они «готовятся к прямому конфликту.. независимо от того, будет ли у них поддержка международного сообщества». Один офицер заявил ему, что армия в настоящий момент насчитывает 17 тысяч человек.


Согласно Хокаему, беспорядки вошли в третью фазу, «которая будет не только более жестокой, но и станет решающей».

Мои разговоры с сирийцами в Бейруте и в северном Ливане оставили ощущение, что изначальная революционная эйфория уступила место более темному настроению. Ни одна из сторон не может себе позволить отступать. Выступающие против режима сирийцы сказали мне, что они зашли слишком далеко, чтобы останавливаться, и что боль и смерть, которые бы точно последовали, перевешивают цену упорства. В любом случае, они считают, что внутренняя легитимность режима Асада получила смертельные ранения, что режим потерял поддержку арабских стран и не справляется с восстановлением экономики, которая может сократиться на 8% - и что теперь победа близка как никогда.