ЛОНДОН — В пятницу проходящее здесь принципиальное юридическое сражение между российскими олигархами превратилось в нечто, напоминающее московское комедийное телешоу, когда один из богатейших людей России дал показания о том, что оппонент появился на важнейшей бизнес-встрече «растрепанный», в халате и тяжело дыша.
Саркастическое обвинение прозвучало во время долгожданных показаний Олега Дерипаски, держателя контрольного пакета акций крупнейшего производителя алюминия в мире.
Выступая по видеосвязи из Нью-Йорка, г-н Дерипаска предстал в качестве свидетеля в поддержку российского миллиардера Романа Абрамовича в его судебной тяжбе против олигарха-соперника Бориса Березовского, которая уже несколько недель выставляет на всеобщее обозрение альянсы и сражения между богатейшими людьми России.
В рамках своего иска с требованием компенсации более шести миллиардов долларов, г-н Березовский утверждает, что г-н Абрамович тайно продал акции алюминиевой компании «Русал», которые находились в доверительном управлении г-на Абрамовича в интересах г-на Березовского. Г-н Абрамович говорит, что г-н Березовский, бежавший из России в конце 2000 года после ссоры с Кремлем, никогда не владел долей в Русале.
Г-н Дерипаска редко говорит открыто о сложных сделках, которые привели к образованию Русала. Вопреки ожиданиям, его показания во второй половине дня в значительной степени были посвящены подробностям деловых встреч и внимательному чтению документов.
Читайте также: Абрамович рассказал, как «разводили» Дерипаску
Зал суда, однако, оживился, когда он описывал встречу в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester, которая стала ключевым эпизодом в сражении Березовского и Абрамовича.
Согласно судебным документам, г-н Березовский заявил, что он встретился с г-ном Абрамовичем и г-ном Дерипаской в отеле, чтобы окончательно договориться о создании Русала. Он заявил: все трое договорились, что у г-на Абрамовича будет 25% доли в новой компании на условиях доверительного управления в интересах г-на Березовский и его партнера по бизнесу грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили, позднее скончавшегося.
Г-н Абрамович возразил, что лишь он и г-н Дерипаска были участниками слияния. В показаниях, данных ранее в этом месяце, он заявил, что оба согласились прилететь в Лондон из Москвы на короткий срок, чтобы встретиться с г-ном Березовским, потому что он был очень влиятельным предпринимателем в то время.
Г-н Дерипаска заявил в пятницу, что он не любил Березовского, но согласился приехать в Лондон, чтобы этой встречей оказать услугу г-ну Абрамовичу. Он не уточнил смысл этой услуги. Он сказал, что его поездка в Лондон также дала возможность встретиться с г-ном Абрамовичем и обсудить нерешенные вопросы по алюминиевой сделке.
Читайте также: Абрамович о крыше и Путине
Кроме того г-н Дерипаска заявил в пятницу: он хотел, чтобы г-н Березовский вернул ему 8,5 тысяч фунтов стерлингов по кредиту, которые предоставил ему металлический магнат в 1997 году и которые, как он говорит, г-н Березовский «не спешил выплачивать».
Г-н Дерипаска заявил, что г-н Березовский прибыл на встречу с опозданием на час и был «немного в замешательстве». Он сказал, что он был в рубашке без галстука и в халате. «Он тяжело дышал, был не причесан», — сказал он. Он добавил, что г-н Патаркацишвили, который также присутствовал на той встрече, сказал ему с усмешкой, что г-н Березовский «немного занят».
Лоренс Рабинович (Laurence Rabinowitz), адвокат г-на Березовского, назвал заявление о халате «просто абсурдным» и обвинил г-на Дерипаску в том, что он «придумал это». Он сказал, что г-н Березовский пришел на встречу прямо с мероприятия в палате лордов.
Г-н Дерипаска в своих свидетельских показаниях заявил, что часовой разговор в отеле было «общим», касался политики, алюминиевого бизнеса и якобы серьезного займа Березовскому, но ни о каких сделках речи не шло. Он сказал: он был «особенно осторожен» в обсуждении вопросов бизнеса с г-ном Березовским, заявив, что он «не хотел дать ему возможности вмешиваться в мои дела». Он сказал: ему не известно, чтобы господа Березовский и Патаркацишвили «имели какую-либо долю во вновь созданных алюминиевых предприятиях».
Г-н Абрамович, владелец лондонского футбольного клуба Челси, продал свои акции Русала г-ну Дерипаске несколько лет спустя.