Все его боятся и все выдают ему награды. В понедельник, 14 ноября российский премьер-министр и будущий президент по третьему мандату, следующему с перерывом, Владимир Путин был награжден Премией мира имени Конфуция. Этот китайский вариант Нобелевской премии мира Пекин решил учредить в 2008 году в ответ на присуждение западной премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо, борцу за права человека и демократию в Китае.
Согласно сообщению утвержденного государством организационного комитета, состоящего из членов жюри, профессоров университета Пекина и Qingua, Путину было отдано предпочтение перед бывшим Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и немецким канцлером Ангелой Меркель, так как он выступил против войны в Ливии в апреле этого года. Это действительно нетривиальное решение, если учесть, что, согласно мнению различных политологов, военное вмешательство против режима Каддафи по инициативе французского президента Николя Саркози, традиционного союзника Москвы, сыграло в пользу России с ее возрождающимися претензиями на роль мировой державы. Эти события сыграли на руку Москве в деле противостояния экспансии Китая на африканском континенте и сохранении ее контроля, в особенности энергетического, в северной Африке.
Можно строить различные предположения, но соперничество между Москвой и Пекином за мировое господство — это факт, как продемонстрировал недавний кризис с Таджикистаном, бывшей советской республикой, который давно пытается избавиться от влияния России, ориентируя свою внешнюю политику на Китай, с которым были заключены важные торговые договоры.
В прошлом марте два российских военных летчика, возвращаясь после операции в Афганистане, где Москва сотрудничает с НАТО, приземлились без разрешения на таджикской территории и были арестованы за нарушение территориального суверенитета Душанбе. Но только в ноябре Кремль поднял этот вопрос, ответив высылкой сотен таджикских иммигрантов и наложив эмбарго на импорт из Таджикистана. Подобные же действия были предприняты против грузинской революции роз и польской поддержки размещения элементов противоракетного щита США на территории Евросоюза. В 2003 году Россия запретила ввоз грузинских вин, а в 2006 году — польского мяса.
Читайте также: Россия и Таджикистан: пример постсоветской дилеммы
Тем не менее, странная привычка присуждать международные премии персонажам с сомнительными заслугами характерна и для Европы. Все тот же Путин в июле этого года был выбран для присуждения премии «Квадрига». Эта премия присуждалась немецким парламентом за международный диалог таким выдающимся политикам, борцам за права человека и демократию как Михаил Горбачев, Виктор Ющенко, Жозе Мануэль Баррозу. Тогда протест, заявленный политиками и интеллектуалами, возглавлявшийся бывшим чешским президентом Вацлавом Гавелом, являющимся лауреатом «Квадриги», и информационная кампания средств массовой информации убедила организационный комитет отказаться от своего намерения передать статуэтку газовому царю, который накануне добился создания совместного предприятия с немецким энергетическим колоссом RWE для эксплуатации залежей голубого золота и угля в Германии.
Меркель — пешка Кремля
Согласно мнению различных политологов, премия Пекина, который не рассуждает согласно западным критериям, является ясным посланием Москве, чтобы убедить ее отказаться от противостояния китайской экономической экспансии на африканском континенте. А попытка присуждения премии со стороны Берлина доказывает подчиненность Западной Европы, все более нуждающейся в газе и потому находящейся под влиянием Кремля, который с помощью энергетического оружия и строительства необходимых подводных газопроводов надевает наручники на Европу.
Кремль действует в стиле «разделяй и властвуй», чтобы воспрепятствовать выработке единой энергетической политики Европейского союза и обойти страны Центральной и Восточной Европы, которые, помня о советском господстве, одни вместе с Великобританией действительно осознают реальную опасность для Европы возрождающегося российского империализма, наследника царизма и СССР.