Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Услышав призывы уйти в отставку, военные Египта стали разгонять толпы протестующих

Услышав призывы уйти в отставку, военные Египта стали разгонять толпы протестующих

© REUTERS / Mohamed Abd El-GhanyСтолкновения на площади Тахрир в Египте
Столкновения на площади Тахрир в Египте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военное правление Египта боролось за то, чтобы сдержать взрыв протестов с требованиями его отставки, в то время как растущая толпа демонстрантов вытеснила службы безопасности с площади Тахрир в ходе двухдневного столкновения, а по стране прокатилась новая волна конфликтов.

Каир – В воскресенье военное правление Египта боролось за то, чтобы сдержать взрыв протестов с требованиями его отставки, в то время как растущая толпа демонстрантов вытеснила службы безопасности с площади Тахрир в ходе двухдневного столкновения, а по стране прокатилась новая волна конфликтов.

Египетские отряды полиции, объявленные освободителями, когда их генералы свергли президента Хосни Мубарака 11 февраля, вновь пошли на прорыв, чтобы очистить площадь. Это столкновение оказалось более кровавым: по сообщениям Министерства здравоохранения, по крайней мере, шесть человек были убиты, а доктора, находившиеся на площади, заявили, что число погибших может быть в два раза больше.

Однако, как оказалось, насилие только укрепило революционный дух среди людей, вернувшихся на площадь, и, когда полиция двинулась в наступление, чтобы вытеснить тысячи протестующих, на площадь вернулись толпы, численностью вдвое больше первоначальных.

 

«Это 12 февраля!- сказал Абир Мустафа, 42-летний организатор свадеб.- Наконец-то нам удалось возродить нашу революцию».

Подавление восстания, включая использование полицией боевых патронов, вызвало осуждение в политических кругах различных стран, и к ним также присоединились те, кто прежде  более сдержано высказывался по поводу военного совета, начиная с либерально настроенного бывшего дипломата Мохаммеда эль-Барадеи и заканчивая исламистами «Братьями-мусульманами».

Практически все гражданские партии призвали к тому, чтобы скорее положить конец военному правлению до начала составления новой конституции. Власть требуют либо немедленно передать некому гражданскому объединенному правительству, а затем в руки нижней палаты парламента, когда она начнет свою работу в апреле, или в руки президента после выборов, которые будут проведены, как только это станет возможным.

Тем не менее, хотя на площади единство среди населения восстановилось, примером чему служат коптские христиане, стоящие в карауле, пока их мусульманские сограждане склонились в молитве, в политических кругах все еще сохраняются глубокие противоречия относительно того, какого рода гражданское правительство должно стать следующим после военного. Либералы и исламисты продолжают спорить друг с другом в закулисной борьбе по поводу того, какие правила выбора конституционного собрания военному совету необходимо установить, хотя протестующие на улицах требуют отобрать у военного правительства эти полномочия.

В своем первом официальном ответе на кризис Верховный совет вооруженных сил вновь высказался о своей приверженности стратегическому плану перехода, включая выборы  на следующей неделе, однако он ничего не прояснил относительно даты своей отставки, назначенной на неопределенное время после составления конституции и выборов президента, которые могут состояться в 2013 году, а, возможно, и позже. Совет выразил «скорбь» в связи с создавшейся ситуацией. По заявлениям его представителей, совет приказал провести расследование происшествия и обратился к политическим партиям с просьбой «сдерживать ситуацию».

Протесты представляли собой вспышки гнева, которые начинались как мирный марш десятков тысяч исламистов в пятницу. Когда полиция попыталась разрушить маленький палаточный городок, который оставался на площади в субботу, значительно более разноликая толпа молодых людей и специалистов вышла на площадь в их поддержку и вступила с полицией в войну камней и слезоточивого газа. К воскресенью столкновения распространились еще, по крайней мере, на семь других городов, включая наиболее густо населенные Александрию и Суэц.


Еще по теме: Тахрир: столкновения с полицией

 

В воскресенье в импровизированном полевом госпитале, который протестующие организовали в мечети на площади Тахрир, оказывали помощь непрекращающемуся потоку сотен раненых людей. Там была зарегистрирована, по крайней мере, одна смерть, и доктора рассказывают, что они лечат раненых боевыми патронами, а вовсе не резиновыми пулями или дробью, которые полиция использовала раньше. После наступления темноты тело погибшего демонстративно пронесли через площадь на носилках, а то время как на окраинах города продолжались бои. По сообщениям, за последние два дня были серьезно ранены более 1000 человек.

«Это тот самый переломный момент, которого мы все ждали,- сказал Тарек Салама, хирург полевого госпиталя.- Свержение Мубарака было только разогревом. Сейчас началась настоящая борьба».

В преддверии парламентских выборов, которые должны стартовать на следующей неделе, телевизионные комментаторы еще до начала столкновений высказывали тревогу по поводу того, что военные и силы полиции не достаточно хорошо оснащены, чтобы обеспечивать голосование, а многие протестующие боятся, что военный совет спровоцировал беспорядки, чтобы найти предлог отложить выборы более законного органа власти.

Однако такая отсрочка, вероятнее всего, спровоцирует более серьезные восстания. В своем заявлении в воскресенье «Братья-мусульмане» предупредили, что «мы, вместе с нашими осведомленными людьми, не допустим отмены или отсрочки выборов независимо от того, какова будет цена».

Тем не менее, сейчас попытка военного правительства подавить выступления демонстрантов только воодушевляет последних. После того как полиция в течение дня пыталась сдерживать непрекращающиеся атаки на штаб Министерства внутренних дел, сотни солдат и полицейских в защитном снаряжении в пять часов вечера пошли штурмом на площадь сразу с нескольких направлений, швыряя камни и поливая слезоточивым газом тысячи демонстрантов перед собой.

Однако менее чем через полчаса они отступили, успев лишь сжечь несколько палаток на площади. А еще через полчаса толпа протестующих, выросшая более чем в два раза, вновь заполнила площадь, куда демонстранты собирались со всех частей города, требуя положить конец военному правлению и сместить Верховный совет вооруженных сил (SCAF) и скандируя «Не бойтесь и скажите: SCAF должны уйти!»

«Здесь нет партий,- сказал один молодой человек своему другу, наблюдая за тем, как разворачивается столкновение в одном из переулков.- Нет мусульман, нет христиан». «Мы народ, мы должны сами управлять собой,- говорит другой молодой человек.- Кого это устраивает, те остаются, кого нет – уходят».

«Братья-мусульмане», которые помогали организовать исламистский митинг, выпустили заявление, в котором военное правительство было названо ответственным за чрезмерную жестокость по отношению к протестующим и которые призывали к судебному преследованию «всех тех, кто командовал этой атакой».

 

Еще по теме: Исламское возрождение или проект «большой Ближний Восток»

 

Однако оно также высказало резкую критику в адрес «политиков и интеллектуалов», вероятно, относящуюся к египетским либералам. Многие из них призывали к принятию неких основополагающих принципов, которые защищают гражданские свободы западного образца, перед тем как мощное исламистское большинство в парламенте сможет руководить конституционным собранием.  Военное правительство в ответ на такие предложения попыталось  заключить в некотором роде дьявольское соглашение – декларацию, которая защитила бы права людей и меньшинств, но которая также давала военным постоянные политические полномочия и иммунитет как защитникам «конституционной законности».

«Вы будете уважать волю народа или вы выступите против него? – говорилось в заявлении братства, что звучало прямым вызовом либералам.- Доверие к вам сейчас под ударом, и мы надеемся, что вы его оправдаете».

Тем временем, некоторые египетские либералы заявили, что они были готовы принять последние поправки к проектным нормам конституции военного правительства, согласно которым сокращались особые полномочия и иммунитет военных. Однако при этом необходимым условием стало бы одобрение двумя третями нового парламента 100 членов нового конституционного комитета, что потенциально может ограничить сласть исламистского большинства. Братство, в свою очередь, назвало это условие невыполнимым.

Большинство либералов и светских лидеров все еще разделены на множество противоборствующих партий и фракций. В свою очередь, г-н эль-Барадеи, нобелевский лауреат и претендент на пост президента Египта, являющийся самым известным либеральным лидером в стране, в воскресенье в рамках своего интервью на телевидении выступил в поддержку нового правительства «национального единства», которое включало бы в себя представителей либералов, «Братьев-мусульман» и ультраконсервативных исламистов, известных как салафисты .

Упомянув жертвы среди гражданского населения, г-н Мохаммед эль-Барадеи назвал заявления правительства «позорными».«Со стороны кабинета было бы более благородно заявить, что правительство потерпело крах, и уйти из власти, позволив другим управлять страной,- сказал он, добавив, что ни кабинет военного правительства, ни сами генералы не являются компетентными.- Это не кризис. Страна распадается на части».