Крупнейшее частное судебное разбирательство в истории Великобритании предоставляет редкую возможность взглянуть на пышный стиль жизни российских олигархов.
Не обращая внимания на возвращение Владимира Путина в Кремль. Забыв о бадминтоне как фетише Дмитрия Медведева. Не думая о недавнем тяжком убийстве самого известного чеченского поэта. Вместо этого обычные россияне с замиранием сердца наблюдают за совсем другой историей, разворачивающейся в небольшом островном государстве за тридевять земель. По сути это русская сказка о жадности, надувательстве и предательстве.
Но она разыгрывается не на серых улицах Москвы, а на невероятном заседании в английском суде.
Юридическая баталия на 5 миллиардов долларов между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем предоставила россиянам увлекательную возможность заглянуть внутрь пышного и богатого стиля жизни сверхбогатых. Роскошные круизы на Карибах, особняки во Франции, сделки в Дорчестере, чеченские бандиты и миллиарды, прокачиваемые через непрозрачные оффшорные компании - все это было вскрыто в рамках крупнейшего частного судебного разбирательства в истории Великобритании. Для русских дело стало уникальной возможностью получить информацию о темных и сомнительных делах, имевших место в истории посткоммунистической России. Это стало захватывающим, наглядным устным уроком истории из 1990-х годов, во время которого были вынесены на свет тайны окружения Бориса Ельцина.
Абрамович и Березовский были теми, кто выиграл от сомнительной ельцинской программы приватизации, при которой государственные активы были практически переданы небольшой группе влиятельных бизнесменов - олигархов.
Рассматривается вопрос о том, владел ли Березовский долей в нефтяной компании «Сибнефть», принадлежавшей Абрамовичу. Или же он, как настаивает Абрамович, просто получил 2,5 миллиарда долларов за предоставление политических услуг?
«Что бы ни произошло в итоге, мы будем знать гораздо больше о том, что происходило в те годы, чем раньше», - отметил Юлий Дубов, друг Березовского, наблюдающий за ходом процесса. «Все хотят знать, что происходило в 1995 и 1996 годах из первых уст».
В Москве определенный сегмент российского общества жадно следит за процессом. Некоторые, такие как оппозиционная «Новая газета», сравнивают суд с российской версией WikiLeaks, называя его процессом, который предоставляет возможность изнутри взглянуть на события, о которых говорят те самые люди, которые их пережили. «Я стала взрослой уже когда эта стадия истории страны, казалось, осталась в прошлом», - пишет корреспондент газеты Вера Челищева, в статье «Березовский + Абрамович = российский Ассанж».
«И вот только тут, на этом безумном процессе в суде иностранного государства, мне это «почему» объяснили. Очень грубо объяснили, «как это было». Под присягой». Ее упрямые и настойчивые репортажи на эту тему публикуются в рубрике под названием «Процесс века».
Ведущие газеты страны - «Ведомости», «Коммерсант», онлайн-портал Gazeta.ru - ведут живую текстовую трансляцию каждого дня процесса, сразу переводят вопросы и свидетельские показания, даваемые в зале суда. «Коммерсант» проиллюстрировал свое освещение процесса карикатурой, на которой изображены Березовский, Абрамович и судья под Биг-Беном и палатами парламента. Абрамович выглядит похожим на бородатого учителя географии. «Политическая элита интересуется судом как собранием фантастических подробностей», - отметил Глеб Павловский, политолог с хорошими связями. «Истории про Абрамовича и Березовского это как история Троянской войны Одиссея, о том, как все делалось».
Это в особенности справедливо, когда речь заходит об Абрамовиче. Несмотря на свое огромное богатство, тесные связи с Кремлем и участие в политике - сначала в качестве губернатора, сегодня в качестве депутата в дальневосточном регионе Чукотке - 45-летний олигарх остается тайной в своей собственной стране. После седьмого дня дачи им свидетельских показаний в суде, телеканал «Дождь», новый телевизионный канал, начал свой репортаж с факта, что Абрамовичу удалось произнести несколько слов по-английски.
Российские официальные средства массовой информации менее воодушевлены, и руководство страны и политическая элита избегают обсуждать между собой данную тему. История удостоилась прерывистого и скачкообразного освещения на федеральном уровне, а олигархов по-прежнему часто любят поносить.
Неудивительно, что правящая партия «Единая Россия» запустила медленную кампанию по дискредитации всего мероприятия. На прошлой неделе она выпустила видео, с Владимиром Соловьевым, ведущим дружественным Кремлю журналистом, который ведет теледебаты на канале «Россия», одном из основных государственных каналов страны. Видео называлось «Россия - не английская колония».
«Там они рассуждают о нашей власти, разве это не позор?», - вопрошает Соловьев, уставившись в камеру. Он выражает удивление, что его сограждане, русские, приняли «английскую юрисдикцию» в отношении событий, происходивших в России «в конце прошлого века и в начале нынешнего».
Большинство британских журналистов, освещающих судебную битву, отошли от темы, когда суд вступил во второй месяц процесса. Но их российские коллеги по-прежнему активны. Мария Тимохова (Mary Timohova), британский корреспондент российского портала Slon.ru, говорит, что ее читатели не могут насытиться Лондоном. «Для них Лондон это рай», - говорит она. «Если взять обычную историю, и включить в нее Лондон, интерес сразу возрастает».
Наблюдатели проводили параллели между Абрамовичем и другим олигархом Михаилом Ходорковским, отбывающим 14-летний срок заключения после двух судов в Москве. В 1990-е годы оба они использовали сторонние организации для уменьшения налогов на их нефтяные компании. Ходорковский - враг Путина - в тюрьме; Абрамович - друг Путина - нет. «Те же методы и объяснения, которые использовались в деле Ходорковского, никогда не выдвигались против других компаний», - говорит Павловский.
«Самое интересное - почему Березовский, и даже более того, Абрамович, вдруг начали говорить правду о своем прошлом», - пишет в своей колонке для «Московского Комсомольца», самой популярной ежедневной газеты в России, политолог Станислав Белковский. По словам Белковского, российская элита была «очень напугана» лондонским судом, но больше не боится его российского эквивалента - ибо российская судебная система известна своей восприимчивостью к политическому влиянию. «Они дрожат перед этим (английским) судом», - пишет Белковский. И добавляет: «Они хотят жить в Лондоне во что бы это ни стало».