Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наследники Ломоносова

Сегодня российская наука страдает от утечки мозгов, коррупции и бюрократии

© flickr.com / Dieter KarnerМГУ
МГУ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По крайней мере, в одном отношении знаменитый Московский государственный университет имени Ломоносова, несомненно, остается на ведущих позициях – ни одно другое высшее учебное заведение в мире не может похвастаться 240 метровым главным зданием, построенным в стиле сталинского барокко.

По крайней мере, в одном отношении знаменитый Московский государственный университет имени Ломоносова, несомненно, остается на ведущих позициях – ни одно другое высшее учебное заведение в мире не может похвастаться 240 метровым главным зданием, построенным в стиле сталинского барокко. В остальном учрежденный в 1755 году Ломоносовым университет сталкивается с обычными для российской науки проблемами – с утечкой мозгов, коррупцией и бюрократией.

Хотя Московскому университету время от времени и удается в международном рейтинге занять место в первой сотне, тем не менее канули в Лету те времена, когда сотрудники элитных российский научных учреждений регулярно поражали мир тем, что, например, запускали в космос первый спутник или вводили в эксплуатацию первую атомную электростанцию. Сегодня российская наука все еще страдает от оттока крови, начавшегося после развала Советского Союза в 1989 году. Согласно существующим оценкам, около 100 000 научных работников покинули страну в ходе эмиграционной волны 1990-х годов и направились в Соединенные Штаты, Европу и Израиль. Только в калифорнийской Кремниевой долине исследованиями и разработками занимаются 20 000 русских. Лауреаты премии по физике 2010 года Андрей Гейм и Константин Новоселов являются выпускниками Московского физико-технического института. Однако в настоящее время оба они проводят свои исследования в Манчестере. «В науке нам сегодня не хватает целого поколения», - пожаловался в 2009 году российский министр образования и науки Андрей Фурсенко.

 

В первую очередь, естественно, уезжают лучшие головы. На это указывает и анализ научных достижений. Как сообщили в начале этого года научные сотрудники Общества Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft), по крайней мере в некоторых ключевых областях российские исследователи представлены в мировом научном сообществе значительно ниже показателей среднего уровня. Московские физики в 2008 году опубликовали в общей сложности 759 статей, но только 20 из них часто цитировались. Что касается лидера списка Лондона, то большое внимание привлекли к себе 30% из числа всех написанных статей.

Печальную картину дополняет и распространенная коррупция. Преподаватели высших учебных заведений, вынужденные жить на не превышающую 1000 евро зарплату в одном из самых дорогих городов мира, могут не устоять перед искушением, когда богатые родители выражают желание купить для своих детей студенческий билет или диплом о высшем образовании. В прошлом году внимание к себе привлекла преподаватель Московского университета имени Ломоносова, получившая от одной абитуриентки за включение в список студентов 35 000 евро. По оценке одной из организаций, занимающейся защитой прав потребителей, в российской системе образования ежегодно на взятки тратится в общей сложности 5,5 миллиарда долларов.

 

Еще по теме: Ломоносов: ученый, поэт и придворный лоббист

 

Тем не менее, существуют примеры позитивного развития, считает директор программ Немецкого исследовательского общества (Deutsche Forschungsgemeinschaft) и ответственный за сотрудничество с Восточной Европой Кристиан Шайх (Christian Schaich). По его мнению, российского правительство осознало необходимость направления большего количества средств на науку. «Заработная плата является проблемой, однако деньги на проведение исследований уже появились, - отмечает Шайх. – До начала экономического кризиса они даже увеличивались стремительными темпами».

Существует также программа, целью которой является возвращение ученых на родину, а также попытки начать проект, сравнимый с немецкой Инициативой превосходства (Exzellenzinitiative). Главенствующее положение Академии наук в настоящее время несколько ослаблено, и теперь больше исследований могут проводиться непосредственно в университетах и институтах. В любом случае, по мнению Шайха, российская наука лучше, чем ее репутация. Это объясняется в том числе тем, что многие ученые получают средства на проведение исследований при условии, что они будут публиковать свои результаты на русском языке. По сути, абсурдное требование. Но, тем не менее, Кристиан Шайх настроен оптимистично: «Прогресс есть».