Мадрид - Испанская консервативная оппозиция одержала стремительную победу на выборах в воскресенье, что стало последним признаком того, как европейский финансовый кризис реформирует политическую карту.
Испания стала третьей из числа больных экономик еврозоны, в которой за последние недели поменялось правительство, когда Народная партия получила твердый мандат на капремонт одной из крупнейших болеющих экономик еврозоны, после того как в Италии и Греции администрации рухнули из-за неспособности осуществить экономические перемены, которых от них требовали Европейский Союз и финансовые рынки.
Эти политические неурядицы вызвали опасную новую фазу кризиса суверенных долговых обязательств региона, когда стоимость заимствований начала расти даже для стран с самым высоким рейтингом, таких как Нидерланды или Франция.
Народная партия получила 44,6% голосов, согласно официальным результатам, что дало ей 186 мест в испанском 350-местном парламенте. После стремительной победы на майских региональных и муниципальных выборах, испанские консерваторы имеют почти всю полноту власти на всех уровнях в сильно децентрализованной Испании. Социалисты, с другой стороны, получили 28,7% голосов, и это их худший результат со времен перехода Испании к демократии.
Подробнее: Испания вверяет свою судьбу Мариано Рахою
Ранее являвшаяся стабильным двигателем роста для экономики региона, сегодня Испания борется со взрывом огромного мыльного пузыря на рынке жилья, 21-процентным уровнем безработицы и высокой стоимостью заимствований из-за необходимости помогать на международном уровне нескольким финансово хрупким членам еврозоны.
Аналитики говорят, что избрание Мариано Рахоя (Mariano Rajoy), лидера консерваторов, который привержен идее экономии и глобальных экономических перемен, может способствовать усилению инвесторской уверенности по отношению к Испании, но это не изменит фундаментально того восприятия, что Испания и другие периферийные страны являются рискованными направлениями для инвестиций. Для этого, они говорят, институтам Европейского Союза придется оказывать больше поддержки, возможно, превратив Европейский Центробанк в кредитора в последней инстанции.
«Хотя победа г-на Рахоя - это шаг в правильном направлении, в краткосрочной перспективе более важно воздвигнуть надежную и устойчивую защиту вокруг Испании и Италии», - говорит Николас Спиро (Nicholas Spiro), глава лондонской консультационной группы Spiro Sovereign Strategy. «Это означает более сильную роль для ЕЦБ». На аукционе в четверг испанский Минфин заплатил 7-процентную ставку при продаже новых десятилетних государственных облигаций, а это тот уровень, при котором Греция, Португалия и Ирландия до того начали терять доступ к финансовым рынкам. Вскоре после этого они были вынуждены добиваться международных программ по спасению их экономик.
Испанские правительственные чиновники исключили необходимость внешней помощи, заявив, что на их аукционах по-прежнему нет недостатка в спросе.
В своей победной речи г-н Рахой подчеркнул важность европейского единства. «Сегодня, более чем когда-либо, наша судьба лежит в Европе, - сказал он. - Голос Испании должен вернуть уважение к себе в Брюсселе и Франкфурте».
Тем не менее лидер социалистов Альфредо Перес Рубалькаба (Alfredo Pérez Rubalcaba) пообещал активную оппозицию и противодействие новому правительству.
«Мы будем всеми нашими силами бороться за то, чтобы кризис не привел к утрате базовых прав и защит», - сказал он.
Такая оппозиция может привести к взрыву народного недовольства.
Когда избирательные участки закрылись, сотни демонстрантов собрались на мадридской площади Пуэрта дель Соль, чтобы выразить протест тому, что они назвали несправедливым доминированием в электоральной политике страны двух крупных партий, и предупредить, что у населения сохраняется волнение и беспокойство, связанные с настроем против предложенных правительством мер экономии.
«Они называют это демократией, но это не она», - скандировали они.
Многие из тех, кто присутствовал на площади, были молодыми, но опытными участниками движения сопротивления, которое возникло в испанских городах в этом году. Они говорят, что они попытались дистанцироваться от воскресных выборов, опуская пустые бюллетени или голосуя за мелкие партий, которые обычно выступают против экономических рецептов г-на Рахоя и его социалистических конкурентов.
Еще по теме: Испания стремится привлечь российские средства в свой финансовый сектор
«Послание собравшегося здесь народа правительству, неважно кто это правительство контролирует, заключается в том, что «вы нас не представляете», - заявил 49-летний Хулио Гарридо (Julio Garrido), специалист по профессиональной подготовке в испанском Министерстве труда.
«Мы не заключали соглашения с вашей политикой, вашей экономической или социальной политикой».
Собравшаяся толпа была скромной по сравнению с предыдущими демонстрациями членов так называемого движения «Лос Индигнадос» - возмущенных.
Организаторы заявили, что, возможно, многих активистов удержали от участия в акции дождь в выходные дни и холод поздней осени.
Широкая общественная поддержка г-на Рахоя - в основном, является результатом глубокого экономического кризиса, который вынудил премьер-министра от социалистов Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero) провести непопулярные бюджетные сокращения и осуществить ряд серьезных экономических перемен. Ранее в этом году г-н Сапатеро говорил, что не будет добиваться переизбрания и его партия выбрала опытного политика г-на Переса Рубалькабу (Pérez Rubalcaba) его преемником.
Аналитики говорят, что тот факт, что перемены в Испании начинаются через избирательные урны, стал еще одним признаком хорошего послужного списка в плане управления, который способствовал тому, чтобы испанская стоимость заимствований оставалась ниже, чем у ее собратьев по несчастью.
Хотя г-ну Сапатеру не хватало парламентского большинства, он смог осуществить все меры, которые он обещал в прошлом году, включая сокращение зарплат в госсекторе, замораживание пенсий и реформу рынка труда. В результате явная победа г-на Рахоя, который обещал принять значительно более радикальные меры, чем его конкуренты-социалисты, как ожидается, должна укрепить доверие к испанской экономике как внутри, так и вне страны.
Многие вспоминают о правительстве Народной партии во главе с Хосе-Марией Аснаром (José María Aznar) периода 1996-2004 годов, напоминая об их далеко идущих шагах, которые помогли создать основу для продолжительного экономического бума. Г-н Рахой в это время возглавлял одно из министерств.
На участке для голосования в мадридском районе Чамбери 18-летний студент инженерного факультета Диего Куберо (Diego Cubero) говорит, что он голосовал впервые и его выбором стала Народная партия.
«Сразу ничего не поменяется… но Народная партия внушит уверенность, и я уверен, что рынок акций позитивно отреагирует на это (завтра)», - сказал он.
Пока накапливаются свидетельства того, что испанская экономика может в ближайшие месяцы вернуться к рецессии, и что страна не сможет удержать дефицит в запланированных рамках в 6% ВВП в этом году, новое правительство столкнется с гигантским вызовом - необходимостью добиться уровня дефицита в 4,4% от ВВП, которых Испания обещала добиться властям ЕС в 2012 году. Если дефицит этого года составит около 7%, как предсказывают многие аналитики, это потребует примерно 30 миллиардов евро (40,6 миллиарда долларов) сокращений в зарплатах.
Для сравнения, сокращения зарплат в государственном секторе, замораживание пенсий и другие меры, которые г-н Сапатеро принял в 2009 году, помогли испанскому государству сэкономить около 15 миллиардов евро.
Г-н Рахой высказался за то, чтобы добиться обещанного Испанией сокращения дефицита в случае своей победы, но не обозначил, какую именно часть бюджета он соберется сокращать. Он не привел особых подробностей и об экономических реформах, хотя он пообещал пересмотреть трудовое законодательство, чтобы, среди прочего, дать возможность компаниям более легко адаптировать национальные или общесекторальные договоренности по зарплатам с профсоюзами для своих собственных нужд.
Он также хочет ускорить чистку банковского сектора, трудящегося под нагрузкой примерно 180 миллиардов евро «прокисших» активов в области недвижимости.
Тем не менее, даже если Народная партия осуществит амбициозные перемены, их может оказаться недостаточно для поддержания уверенности инвесторов в испанском долге.