Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Площадь Тахрир заставила отступить египетскую хунту

Маршал Тантави обещает ускоренную передачу власти гражданским институтам

© REUTERS / Asmaa Waguih Столкновения на площади Тахрир в Египте
Столкновения на площади Тахрир в Египте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Без Высшего совета вооруженных сил Египет погрузится в хаос. Единственная задача манифестантов - это занять площадь Тахрир и остаться там. Подавляющему большинству просто нравится там находиться. Пытаться освободить от людей площадь уже слишком поздно, так как применение силы может привести лишь к бойне. Но принятие требований манифестантов только породит новые претензии.

Площадь Тахрир напоминает огромный живой организм. Вокруг палаточного городка, который расположился в самом ее центре, мы видим сотни тысяч людей. Они ходят, останавливаются, собираются в группы, размахивают египетскими флагами, хором скандируют лозунги: «Народ хочет ухода маршала!» Уличные торговцы продают напитки (чай или фруктовый сок) и еду (знаменитое египетское блюдо кошари и попкорн), а также незаменимые в жизни каждого манифестанта вещи: респираторы, защитные очки и строительные каски.


Во вторник на площади прошло крупнейшее с февральской революции собрание, однако ситуация оставалась довольно спокойной. Единственные столкновения произошли на улице Мухаммеда Махмуда. Манифестанты опасаются, что полиция может попытаться проложить дорогу на площадь Тахрир. Бойцы спецотрядов полиции без конца закидывают толпу гранатами со слезоточивым газом, но им удается лишь сдержать ее, а не заставить отступить. Раненых и пострадавших от едких газов (они достаточно сильны, чтобы обратить вспять даже самых стойких) отправляют в задние ряды, а их место сразу же занимают новые. Машины скорой помощи и мотороллеры носятся туда и обратно под вой сирен по коридорам между человеческими барьерами манифестантов.


Еще по теме: египетские военные задушили революцию

Девять месяцев спустя после ухода Мубарака нынешняя динамика на площади Тахрир странным образом напоминает атмосферу, которая привела к свержению бывшего лидера. Тогда манифестанты скандировали: «Народ и армия - это одна рука». Сегодня же они объединились против военной хунты и кричат: «Армия и полиция - одна нечистая рука».
 
«Полная неразбериха»

Новая площадь Тахрир обладает теми же характерными чертами, что и ее первая версия, и это делает ее непредсказуемой и неконтролируемой. Никаких лидеров. Никакой четкой политической программы. Никакой единой организации. Исламисты представляют собой лишь одну из множества групп. «Салафиты и «Братья-мусульмане» были организаторами пятничной манифестации, но они разошлись в тот же вечер. Все началось после попытки полиции разогнать несколько сот человек, которые оставались там на следующее утро. Никто сегодня не контролирует площадь Тахрир», - объясняет один из лидеров левого движения «Свободный египтянин» Рами Шааф. «Мы объяснили салафитам, что здесь не будет ни трибуны, ни выступлений, чтобы площадь Тахрир не служила политическим интересам какой-либо партии, - добавляет он. - Это народное движение, которое не принадлежит никому». «Братья-мусульмане» призвали своих сторонников не принимать участия в состоявшихся во вторник манифестациях, однако самые молодые из них не захотели прислушиваться к их словам и отправились на площадь вопреки указаниям. 

Еще по теме: столкновения с полицией

На площади не заметно ни одного из видных политических деятелей. Так, в воскресенье бывший депутат и представитель «Братьев-мусульман» доктор Мохаммед эль-Бельтаги попытался сделать заявление, но его прогнала прочь толпа. Манифестантов объединяет общая ненависть к Высшему совету вооруженных сил. Эту хунту из 19 высших офицеров, большинство из которых неизвестны обычным людям, возглавляет 76-летний маршал Мохаммед Хусейн Тантави. Во вторник вечером он впервые появился в телевизионном эфире, чтобы попытаться успокоить толпу: «Высшему совету не нужна власть. Наша цель - это оборона Египта. Слова критики необоснованны, а на тех, кто попытался создаться раскол между армией и народом, лежит серьезная ответственность. Мы согласны на отставку правительства, которое продолжит заниматься текущими делами вплоть до формирования нового правительства. Президентские выборы состоятся в июне будущего года, и мы немедленно передадим власть новым институтам. Совет никого не поддерживает. Результат будет таким, как решит народ».

Кроме того, он не исключает возможности проведения референдума по вопросу немедленной передачи полномочий гражданским властям, «если народ этого потребует».  

Погружение в хаос

Тем не менее, может быть уже слишком поздно. Как и в январе этого года, уступки, которые еще несколькими днями ранее могли бы удовлетворить толпу, сейчас звучат как пустые слова и стимул продолжать борьбу. «Тахрир не примет предложений Совета. Он сбросит его, как раньше сбросил Мубарака», - говорит один из знаменитых авторов твитов с площади Тахрир Big Pharaoh.

Тем не менее, гипотеза о падении хунты беспокоит немалое число египтян. В эфире государственного телевидения все политологи повторяют практически одно и то же: армия - это последний нетронутый государственный институт. Без Высшего совета вооруженных сил перед Египтом возникает опасность погрузиться в хаос. «Площадь Тахрир ненасытна, - говорит журналист и известный египетский либерал Хишам Касем. - Единственная задача манифестантов - это занять площадь Тахрир и остаться там. Подавляющему большинству просто нравится там находиться. Меньшинство обожает потасовки. Армия допустила просчеты. И сейчас она оказалась в практически безвыходном положении. Пытаться освободить от людей площадь уже слишком поздно, так как применение силы может привести лишь к бойне. Но принятие требований манифестантов только породит новые претензии».

Еще по теме: завершим египетскую революцию


«Я совершенно не представляю, как можно выти из положения, - добавляет он. - Если движение распространится на остальную часть страны, нас ждет катастрофа. Выборы, которые должны начаться на будущей неделе и дать нам возможность выйти из тупика, могут быть отменены. Здесь полная неразбериха».