Роскомнадзор. За этим названием скрывается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая в свою очередь подчиняется российскому Министерству связи и массовых коммуникаций. Задача основанной в 2008 году организации заключается в том числе в защите конфиденциальности личной, частной и семейной информации граждан.
На практике Роскомнадзор ведет наблюдение за СМИ и грозит закрыть интернет-сайты, которые недостаточно быстро удаляют «противоправное» содержимое. Это направление его деятельности, по всей видимости, приобретет особый размах в конце этого года с введением в строй расширенной программы мониторинга.
Правило 24 часов
В 2010 году Роскомнадзор начал с того, что дал интернет-СМИ 24 часа на удаление всех неугодных по его мнению комментариев, чтобы не допустить распространения противоречащей закону информации. Если сайт не дает ответа после двух уведомлений, служба может обратиться в правоохранительные органы. Судебные решение в свою очередь могут привести к потере сайтами регистрации в качестве средства массовой информации и, как следствие, их закрытию.
Еще по теме: споры о свободе в интернете
Среди жертв Роскомнадзора оказалась и оппозиционная «Новая газета». В октябре 2010 года заместитель главного редактора издания Сергей Соколов написал в блоге газеты: «Вполне вероятно, что на будущий год вы не увидите «Новой газеты» ни в киосках, ни в ваших почтовых ящиках. Нас могут закрыть». Причиной стала статья о националистической организации «Русский образ». Как следует из результатов собственного расследования «Новой газеты», между членами «Русского образа» и виновными в убийстве писавшей для издания журналистки Анастасии Бабуровой существуют определенные связи.
«Мы ждали, что после этой публикации Роскомнадзор озаботится фактом существования сайта «Русского образа», а прокуратура начнет проверку с дальнейшим возбуждением уголовного дела. Роскомнадзор озаботился — только не ультраправыми, а «Новой газетой», - продолжил Сергей Соколов.
Пять миллионов ключевых слов
Несмотря на все эти страхи, «Новая газета» все еще существует. Но Роскомнадзор хочет обрести новые силы.
Так, в апреле этого года в недрах организации зародился новый проект. Роскомнадзор объявил о разработке программы мониторинга, которая будет отслеживать пять миллионов «противоправных» слов. Он будет работать с поисковой системой и проверять веб-сайты российских СМИ на предмет того самого незаконного контента. Программа получила бюджет в 15 миллионов рублей и будет готова к концу декабря.
«Число и природа поставленных перед системой мониторинга задач просто удивительны, - пишет Григорий Асмолов на Global Voices. - Они идут гораздо дальше разжигания межнациональной ненависти или призывов к насилию. Они включают в себя не только терроризм, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя, сведения, представляющие собой военную тайну, пропаганду наркотиков и порнографии, но и заведомо ложные сведения об официальных лицах и содержимое, которое угрожает осуществлению гражданами их избирательных прав или нарушает тайну голосования».
Еще по теме: российский интернет-фронт
«Впечатляющий и даже несколько пугающий список», - пишет газета Business Insider. Чем объясняется это беспокойство? Относительно небольшим бюджетом и сроком на разработку этой нацеленной на амбициозные задачи программы. Как считают несколько российских блогеров, добиться нормальной работы программы в подобных условиях просто-напросто невозможно. Некоторые полагают, что такое несоответствие является признаком того, что на самом деле эта система уже запущена. Кроме того, они опасаются, что такой небольшой бюджет на самом деле призван скрыть дальнейшую задачу: начав с малого, то есть онлайн-пресса, проект затем направит внимание на блоги и, наконец, «на все, что есть в сети».
Вообще, что будет происходить с информацией, которую соберет система мониторинга, в частности с «ложными сведениями об официальных лицах»? Не скрывается ли за этим определением средство контроля за оппозиционерами и защитниками прав человека? «Создание этого программного обеспечения устанавливает наблюдение за всем российским сектором интернета, что в результате может привести к устранению любого неудобного для властей содержимого», - беспокоятся «Репортеры без границ».
«Права человека в опасности»
Россия регулярно навлекает на себя огонь критики правозащитных организаций. В октябре этого года неправительственная организация Amnesty International опубликовала сообщение под заголовком «Российские защитники прав человека в опасности». Пять лет спустя после убийства еще одной журналистки «Новой газеты» Анны Политковской организация вынуждена сделать неутешительный вывод. «В России журналистов, защитников прав человека и сторонников гражданского общества нередко убивают из-за их работы. С этим нельзя мириться. Эти действия не становятся объектом тщательного и беспристрастного следствия, и подозреваемые в их совершении уходят от правосудия», - заявил директор программы Amnesty International по Европе и Средней Азии Джон Далхьюзен (John Dalhuisen).
Еще по теме: должно ли государство контролировать интернет?
Тем не менее, одно заявление выбивается из общего контекста. Основатель Wikipedia Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) считает следующее: «Китай продолжает проводить цензуру в интернете, и мы видим, как некоторые страны «большой восьмерки» движутся к регуляции сети. Президент Медведев - единственный лидер, который по-настоящему понимает интернет. Нам нужно сохранять бдительность».