Ведущиеся в Европе в целом и в Испании, в частности, споры о необходимости применения мер экономического стимулирования для выхода из кризиса неразрывной связаны с вопросом об их финансировании. Кто оплатит очередной план экономического стимулирования, чтобы Европа оправилась от кризиса? Необходимых средств для оказания помощи нет сегодня ни у США, ни у Германии с Францией.
Новый План Маршалла могут осуществить лишь страны группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в первую очередь, конечно, Китай. Этому было уделено особое внимание на последней встрече в верхах «большой двадцатки», состоявшейся в Каннах.
Согласно самым недавним оценкам, за последние годы (в особенности после того, как разразился экономический кризис) страны БРИК сосредоточили в своих руках около трех триллионов долларов, или 40% всего мирового валютного запаса. Львиная доля находится у Китая: предположительно, около 30% мировых запасов. Большую роль в этом сыграл экономический кризис, поскольку финансы уже не стучатся в двери Европы или США. Наоборот, они устремились на пространства динамично развивающихся стран. Но есть и другие причины, объясняющие столь значительный рост валютных запасов в этой части мира: рост цен на нефть и природный газ (и вообще на все ископаемые энергоносители), валютная война между юанем и долларом, а также невиданный экономический рост в вышеупомянутых странах.
Такие авторы как Гриффит-Джонс (Griffith-Jones) и Окампо (2008) указывают, тем не менее, что развивающиеся страны накапливают у себя больше международных валютных запасов, чем это было бы желательно для устойчивости мировой финансовой системы. Поэтому данные авторы предлагают, чтобы страны БРИК направили излишки накопленных валютных средств на нужды восстановления экономики так называемых развитых стран.
Например, вышеупомянутые авторы полагают, что, воспользовавшись всего-навсего 1% суверенных фондов этих стран, можно было бы создать кредитный механизм в размере приблизительно 70 миллиардов долларов. Эту сумму можно было бы ежегодно направлять на различные цели. В действительности, Гриффит-Джонс и Окампо заостряют внимание на суверенных фондах, представляющих собой лишь часть запасов, накопленных странами БРИК. Таким образом, по сути дела речь идет о гораздо более обширных ресурсах. В любом случае, на основе накупленных Китаем и другими странами БРИК запасов можно было бы создать Всемирное финансовое агентство с задачей стимулирования экономического роста развитых стран. Оно оказывало бы помощь реальному сектору экономики развитых стран, особенно в тех отраслях, которые способствуют устойчивому, сбалансированному и безопасному для окружающей среды росту, а именно: альтернативные источники энергии, научно-исследовательские работы, образование, здравоохранение и т.д. Это агентство можно было бы создать на основе некоторых из уже существующих международных организаций, таких как, допустим, МВФ. Хотя, учитывая закоснелый консерватизм этого учреждения, наиболее разумным было бы сделать агентство независимым от МВФ. Управлять агентством можно было бы через какой-нибудь многосторонний орган, не столь затратный как, например, ООН.
От реализации подобной меры экономика развитых стран извлекла бы немалую выгоду, но несомненно и то, что она оказала бы благоприятное экономическое воздействие на развивающиеся страны.
Действительно, согласно прогнозам экспертов, пристально следящих за развитием БРИК, страны этой группы, с одной стороны, подвергаются риску перегрева экономики, а с другой – резкого сокращения спроса со стороны развитых стран. Таким образом, взаимодействие членов БРИК с промышленно развитыми странами может в определенной мере охладить экономику первых и удержать уровень спроса вторых. И тот и другой вектор развития внес бы весомый вклад в более сбалансированный экономический рост на всей планете.
Помимо всего вышесказанного, на мировых финансовых рынках снизится напряженность, наблюдаемая в настоящий момент. Это окажет благотворное влияние на всех, в том числе и на страны БРИК, которым не придется сильно беспокоиться о том, чтобы обезопасить себя от очередной финансовой бури, что является главным предметом их страхов в данное время.
Критики описанных в данной статье мер утверждают, что создание Всемирного финансового агентства при финансовой поддержки стран БРИК и, в частности, Китая, в итоге нарушит геополитическое равновесие в мире.
Тем не менее, очевидно, что это равновесие безвозвратно нарушено уже некоторое время тому назад. Мировые дела будут решаться и во все большей степени уже решаются в Пекине, а не в Нью-Йорке или Брюсселе. Это ставит перед нами трудноразрешимые проблемы этического и политического свойства: речь идет о диктатуре, которая должна спасти некоторые из самых древних демократий в истории человечества? Полагаю, что ответ на этот вопрос будет следующим: чем раньше мы включим такие страны как Китай в процесс нового мирового управления, тем скорее демократические принципы проторят себе дорогу в этой части земного шара.
Антонио Эстелья - профессор мадридского Университета имени Карла III
Комментарии читателей:
#1 Marcos82 говорит:
23/11/2011 07:34
«Вы предлагаете, чтобы излишки валютных запасов, накопленных странам БРИК, были направлены на оздоровление экономики стран так называемого развитого мира. И вам не совестно такое заявлять? Китай, Индия и Россия должны направить имеющиеся у них излишки на улучшение жизни своих граждан. Бразилия, которая уже этим занимается, должна проигнорировать развитой мир, потому что именно он в течение веков держал в состоянии нищеты и не давал развиваться. Ей следует вложить средства в развитие других стран Латинской Америки (что она уже тоже делает).
Стало быть, пусть страны, которые намерены стать богатыми, спасают тех, кто уже богат! Интересные мысли приходят последнее время в голову некоторым профессорам, публикующимся в газетах! Они не отдают себе отчета в том, что экономику оздоровляют за счет обнищания народных масс.
ДА ПУСТЬ РУХНЕТ В ТАРТАРАРЫ ЭТА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
(что-то я не знаю никого, кто задолжал бы деньги какому-либо банку. Наоборот, 90% населения окажется в выигрыше)
#6 laretequec говорит:
23/11/2011 09:00
Не надо ничего придумывать. Давайте посмотрим на факты. Нас заверяют, что мы живем при демократии, однако с каждым разом мы все более отдаем себе отчет в том, что настоящей демократии никогда и не было, и с каждым разом все более усиливается страх того, что решение примет сам народ. Посмотрите на предложение провести референдум в Греции, а у нас в Конституции даже ничего подобного не предусмотрено в связи с пенсиями и бюджетным дефицитом. Бы не голосовали по вопросу вступления в Евросоюз. И это уже не говоря о том, что те, у кого больше денег, обладают гораздо большим правом голоса в системе, называющей себя демократией. В Испании командует Меркель, а не Китай.
Чем в большей степени мы будем включать такие страны как Китай в процесс нового мирового управления, тем скорее встанем на путь, который приведет нас к тому, чтобы стать такими же диктатурами, как они.
#10 Mávilo Sosa говорит:
23/11/2011 10:28
Вмешательство в экономическую систему стран группы БРИК, чтобы сохранить рычаги управления в руках Европы и США похоже скорее на акт отчаяния, чем на продуманное решение вопроса, уходящего своими корнями в тяжелое положение рабочего класса западных стран, к тому же небогатых природными ресурсами. Понятно, что за пределами Европы никого не интересует обвал евро, особенно в связи с падением спроса на товары массового потребления в так называемых «передовых» странах.
Этот спрос с каждым разом становится все труднее удерживать. И дело вовсе не в потоке китайских товаров, а в том, что социально-экономический баланс оказывается дефицитным для Европы.
Производительность китайца по сравнению с европейцем, включая среднюю величину расходов на жизнеобеспечение и того и другого, поистине ошеломляет.
И это отражается на экономике, когда количество людей достигает миллионов, и эти миллионы умножаются на другие миллионы. Мы оказались в положении, единственным выходом из которого является обращение к Китаю с просьбой о том, чтобы он предоставил свои средства для спасения капитализма в Европе (это все равно что просить Луну с неба). Лично я думаю, что нас может действительно спасти только перенесение в нашу страну китайского хозяйственного опыта. То есть, обратить свои взоры на настоящий «капитал» китайской экономики и импортировать ее структуры, каким бы болезненным шагом это нам ни показалось. При всем при том не следует отказываться от преимуществ демократической политической системы, ибо одно другому не мешает. Возможно, это всего лишь вопрос мировосприятия, не более того.