Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис ударяет по Центральной и Восточной Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предпринятый на этой неделе шаг Австрии по введению жестких ограничений на будущее кредитование своих банков в странах Центральной и Восточной Европе обнажил потенциальное воздействие кризиса суверенных долговых обязательств еврозоны.

Предпринятый на этой неделе шаг Австрии по введению жестких ограничений на будущее кредитование своих банков в странах Центральной и Восточной Европе обнажил потенциальное воздействие кризиса суверенных долговых обязательств еврозоны.

Чтобы защитить свой собственный кредитный рейтинг ААА, Вена проинструктировала Erste Bank, Raiffeisen Bank International и Bank Austria, подразделение итальянского UniCredit, о необходимости накапливать резервы капитала и ограничивать трансграничные кредиты.

Решение было принято всего через несколько дней после того, как UniCredit объявил о пересмотре своего обширного бизнеса в регионе, а немецкий Commerzbank заявил, что ограничит выдачу новых кредитов только Германией и Польшей.

Латвийские власти во вторник спасли банк Krajbanka, девятый по величине банк страны, после того, как Литва ввела внешнее управление в банке Snoras, своем пятом по величине банке.

Это самые трудные времена для банковского бизнеса в Центральной и Восточной Европе с тех времен, когда удалось справиться с первоначальными последствиями окончания коммунистического периода. За двадцать лет до 2008 года западноевропейские кредитные организации стали доминировать в банковском секторе в большинстве стран, за исключением России. Когда еврозона оказалась в кризисе, многие банковские структуры начали умерять свой пыл еще более решительно, чем они делали, когда разразился первый глобальный кризис в 2008-2009 годах.

 

Еще по теме: Европейские банки поворачиваются к России

 

Как показывают диаграммы, трансграничное кредитование упадет очень быстро - возможно, на 20%, по данным канадского RBC. Крупнейшие экономики, во главе с Россией и Польшей, могут ответить на это, усилив развитие отечественных финансовых ресурсов; другие будут искать новых иностранных инвесторов, возможно, из России. Самые уязвимые государства, однако же, сильно пострадают от того, что их основной внешний источник финансирования иссякнет, а их основной внешний источник роста,  экспорт в Западную Европу, исчерпает себя.

«Мы не можем прекратить делевередж, мы должны управлять процессом», - говорит Эрик Берглоф (Erik Berglof), главный экономист в Европейском банке Реконструкции и развития (ЕБРР). «Но я не думаю, что мы должны сохранять иллюзию, что банковский сектор в регионе будет выглядеть также после всего этого».

Для многих инвесторов фундаментальные преимущества региона сохраняются. Несмотря на проблемы трех последних лет, экономики во главе с Польшей по-прежнему остаются конкурентоспособными экспортерами с полными жизни потребительскими рынками. ЕБРР прогнозирует, что ВВП региона вырастет на 4,4% в этом году и на 3,2% в 2012. Это значительно меньше, чем он прогнозировал еще летом, но все же намного опережает показатели стагнирующей еврозоны. Также банковский делевередж (снижение доли заемных средств) теперь может обеспечить меньший шок, чем в начале 2009 года, когда регион был переполнен опасениями банковского кризиса в стиле Lehman Brothers. Потом глобальный кризис ударил по экономикам, добивающимся успеха за счет дешевых кредитов.

 

Сейчас кризис еврозоны ударяет по странам, которые пострадали три года назад от рецессии или медленного роста и финансовых урезаний. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы новые банковские кредиты сократились до минимума. Бремя низких валютных курсов осложняет жизнь заемщикам, пытающимся обслуживать долг в обесценивающихся местных валютах, например, в Венгрии, Польше или Румынии.

Но дела могут и ухудшиться. Три года назад Евросоюз мог вкладывать время и деньги в Центральную и Восточную Европу - работая в тесном контакте с Международным валютным фондом над спасительными кредитами для семи государств этой части Европы и подбадривая западные банки на то, чтобы оставаться в регионе. Сейчас полноценная программа МВФ действует только на Украине. Румыния и Сербия имеют предупредительные договоренности, а Венгрия на прошлой неделе объявила, что намерена добиваться оной. Но пока у Евросоюза бушуют значительно более серьезные пожары в еврозоне, у него остается мало энергии для усилий на востоке.

Г-н Берглоф хочет новой версии «Венской инициативы» 2009 года, которая продвигала усилия по региональной банковской координации. Он говорит, что хотя Евросоюз и отмечал, что интересы всех стран должны быть приняты во внимание при введении новых общеблоковых банковских правил, западные национальные регуляторы на практике склонны заботиться в первую очередь о своих собственных странах.

Разногласия между странами - критические. Западноевропейские банки рассматривают сердцевину Центральной Европы в лице Польши, Чехии и Словакии в качестве ключевых территорий. В Польше банки, которые хотят уйти с этого рынка, находят покупателей, как сделал в этом году, например, Allied Irish Bank, когда он продал Bank Zachodni WBK, пятую по величине кредитную организацию Польши, испанскому Santander за 4 миллиарда евро.

 

Еще по теме: США подают в суд на банки за ипотечный кризис

 

Но институты, которые продвинулись на восток очень далеко, вплоть до Казахстана, сейчас озабочены бывшим Советским Союзом и Юго-Восточной Европой. Богатая нефтью Россия может поддержать свои собственные банки и даже побуждать их инвестировать за рубежом. Но Украина уязвима, как и более мелкие балканские страны, где греческие банки сокращают присутствие из-за кризиса в Афинах.

Венгрия, некогда любимая иностранными инвесторами, впала в немилость, банки оборотились против ее экономической политики, включая закон о валютной ипотеке.

Какие из банков зайдут настолько далеко, чтобы уйти полностью из региона, как сделал Allied Irish, будет зависеть скорее от условий в родительских группах, нежели в их местных подразделениях. Совершенно очевидно, что возможными продавцами могут выступить банки из пораженных кризисом стран еврозоны, таких как Греция, Италия, Испания и Португалия. Как отметил один французский банкир, «дело не в регионе, дело в еврозоне».