Россия может принять приглашение присоединиться к совместным космическим миссиям Европы и НАСА на Марс после того, как по ее собственной аналогичной программе был нанесен «серьезный удар»: космический аппарат ценой 163 миллиона долларов, который должен был отправиться на вторую по близости к Земле планету, был потерян.
Россия ведет переговоры с НАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА) об участии в двух марсианских экспедициях, в 2016 и 2018 годах, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. По его словам, российская сторона может направить исследовательское оборудование на эти миссии или помочь с ракетой, которая запустит аппараты в космос.
«Миссии на далекие планеты будут становиться все более и более интернациональными, - заявил Поповкин в интервью. - Мы посмотрим, какую степень участия в них нам предложат. Мы сами предпочитаем первый вариант».
Европейский долговой кризис влияет на глобальный рост, из-за этого сокращается финансирование космических проектов в США, что дает России «окно возможностей» в плане присоединения к международным миссиям, по словам Юрия Караша, члена Российской академии космонавтики.
Помимо неудачи с направлявшимся к Марсу зондом «Фобос-Грунт» в августе Россия также потеряла свой самый мощный телекоммуникационный спутник и грузовой корабль, направлявшийся на Международную космическую станцию (МКС).
Миссия на Марс
Национальное управление по аэронавтике и исследованиям космического пространства США (НАСА) и ЕКА работают над миссией орбитального летательного аппарата на газовых примесях ExoMars (ExoMars Trace Gas Orbiter), который должен быть запущен в 2016 году и прибыть на Марс девять месяцев спустя. Целью этой миссии является продемонстрировать и испытать технологии вхождения в атмосферу, спуска и приземления для будущих полетов на планету.
Россия и Европа могут также запустить непилотируемую экспедицию к Юпитеру к 2020 году, сказал Поповкин. Россия продолжает переговоры с ЕКА после того, как построенный московским НПО имени Лавочкина аппарат «Фобос» застрял на околоземной орбите после запуска 9 ноября, добавил он.
Россия будет приветствовать помощь со стороны НАСА и ЕКА по выведению «Фобоса» на более высокую орбиту, сказал Поповкин, подчеркнув, что отправить аппарат к своей изначальной цели можно было до 19 ноября и что вновь эта возможность появится примерно через два года.
Наземная станция слежения ЕКА в австралийском Перте получила радиосигнал с «Фобоса» сегодня (накануне) утром, заявила по телефону представитель Роскосмоса Анна Ведищева. «Это дает нам надежду на то, что удастся восстановить контроль над аппаратом», - отметила она.
Партнерство с Китаем
Россия может также скооперироваться с Китаем в секторе пилотируемых космических полетов и исследований космического пространства в ближайшие пять-семь лет, отметил Поповкин. На данный момент она работает над созданием корабля для экипажа из шести человек, который будет стоить больше десяти миллиардов рублей (319 миллионов долларов). В такую сумму обойдется его разработка, он должен быть готов к 2020 году.
На пользу новому аппарату может пойти увеличение инвестиций в исследования космического пространства. Россия может потратить два триллиона рублей на свою программу в период с 2016 по 2025 годы, по мере того, как она готовится отправить пилотируемую миссию на Луну, сказал Поповкин. Расходы в 2012 году должны вырасти на 50% до 150 миллиардов рублей и могут увеличиться в два раза к 2015 году.
В отличие от ситуации полувековой давности, когда нанесение поражения США в космосе означало геополитическую победу в холодной войне, сейчас Россия концентрирует усилия на коммерческих, технологических и научных аспектах космических полетов. Президент Дмитрий Медведев назвал аэрокосмический сектор среди пяти отраслей промышленности, которые правительство планирует всячески поощрять и подпитывать, чтобы способствовать диверсификации экономики страны, являющейся крупнейшим поставщиком энергоносителей в мире, и избавлению ее от зависимости от продажи природных ресурсов.
В ближайшее десятилетие Россия будет концентрировать усилия на лунных программах, пилотируемая миссия на спутник Земли планируется на 2020-2025 годы, заявил Поповкин. Пилотируемый полет на Марс, возможно, станет возможен после 2030 года, добавил он.
Глубокий космос
«Единственный способ для России разработать современные космические технологии и поддерживать свою конкурентоспособность в космосе – это концентрировать усилия на освоении глубокого космоса», - сказал Караш из Академии космонавтики.
Объем рынка коммерческих космических услуг составил 267 миллиардов долларов в 2010 году, по словам Поповкина, который отметил, что Россия может увеличить свою долю на этом рынке до 20% к 2015 году по сравнению с 3% сейчас.
«Это будут телекоммуникационные спутники, удаленное зондирование и дистанционные измерения, картографические и топографические услуги», - отметил он.
Россия стремится диверсифицировать свою коммерческую космическую деятельность, которая в основном включает транспортировку спутников и оборудования для третьих сторон. Она контролирует 40% рынка космических запусков, сказал Поповкин. К концу года, по его расчетам, система ГЛОНАСС, конкурент американской системе глобального позиционирования GPS, полностью заработает со всеми необходимыми ей 24 спутниками.
Поповкин был назначен на свой пост в этом году президентом Дмитрием Медведевым, который уволил его предшественника на этом посту после того, как ракета «Протон-М» не смогла доставить на орбиту три навигационных спутника для системы ГЛОНАСС.