Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идущая сейчас в России парламентская предвыборная кампания напоминает мне электрический камин. Вроде бы, все на месте: дрова, языки пламени, тепло. Но огня нет. Точно так же и думская кампания, которая сейчас находится в самом разгаре, обладает всеми свойствами реального политического события. Но огня все равно нет.

Идущая сейчас в России парламентская предвыборная кампания напоминает мне электрический камин. Вроде бы, все на месте: дрова, языки пламени, тепло. Но огня нет. Точно так же и думская кампания, которая сейчас находится в самом разгаре, обладает всеми свойствами реального политического события. Улицы российских городов украшены выборной атрибутикой. Активно ведутся теле- и радиодебаты, причем на сей раз – в отличие от предыдущих кампаний – с участием «Единой России». Все чаще звучат неизменно сопровождающие любые российские выборы жалобы на нарушения избирательного законодательства. Но огня все равно нет.

Заявление премьер-министра Владимира Путина о том, что он следующей весной планирует вернуться на президентский пост, лишило текущий избирательный цикл основной интриги и заставило элиты страны полагать, что все предрешено заранее. Нежелательным - хотя вряд ли непредвиденным - результатом этого стал резкий спад интереса общества к составу следующей Думы – государственного органа, который многие в России считают резиновым штампом в руках всемогущей исполнительной власти (недавно газета «Ведомости» в своей редакционной статье назвала Думу «министерством одобрения»).




Любопытно, что этот недостаток энтузиазма мирно сосуществует с все более отчетливым предчувствием того, что результаты выборов будут «необычными». Давно прогнозируемое падение общественной поддержки правящей партии «Единая Россия», наконец, начало происходить, и даже партийное руководство сейчас скрепя сердце признает тот факт, что «Единая Россия» вряд ли повторит свой успех 2007 года и получит в Думе конституционное большинство.

Читайте также: Суверенный фарс: СМИ о предстоящих выборах в России

Казалось бы, очевидная уязвимость «Единой России» должна была подтолкнуть ее основных противников – коммунистов (КПРФ) и либерал-демократов (ЛДПР) – активнее нападать на истекающего кровью конкурента. Однако этого не произошло. Похоже, что как КПРФ, так и ЛДПР намеренно ведут избирательные кампании крайне сдержанно, чтобы дать «Единой России» возможность «проиграть референдум». Судя по всему, г-да Зюганов и Жириновский считают – и не без причины, – что все места в Думе, которые потеряет «Единая Россия», в любом случае отойдут к ним.

Безусловно, у «Единой России» по-прежнему достаточно пресловутого «административного ресурса», чтобы улучшить для себя результаты выборов. Проблема в том, что это может иметь обратный эффект. Согласно новому докладу Центра стратегических разработок, если «Единая Россия» наберет 60-70% голосов – а, по мнению многих, Кремль поставил перед ней именно такую цель, - большинство россиян сочтет это следствием нечестности выборов, а не высокой популярности партии среди избирателей. Мало того, в докладе утверждается, что избиратели воспримут результаты выборов как легитимные, только если «Единая Россия» получит не больше 25-30%.

Явное отсутствие веры в легитимность избирательного процесса - это, судя по всему, лишь часть более широкой тенденции, связанной с ростом чувства отчуждения между обычными гражданами и власть имущими. Данные опроса, опубликованные «Левада-Центром» 17 ноября, дают понять, что, по мнению 68 % россиян (это на 6 % больше, чем в 2007 году), власти преследуют интересы, отличающиеся от интересов общества в целом. 85 % респондентов (на 8% больше чем в 2008 году) считают, что большинство государственных чиновников систематически нарушают закон. Такой же процент участников опроса заявил, что российские политики занимаются политической деятельностью только ради личной финансовой выгоды.

Читайте также: Выборы 4 декабря: очередная трагикомедия

Впрочем, какими бы пугающими ни были результаты исследования, проведенного «Левада-Центром», они одновременно содержат проблеск надежды на будущее для российских демократических институтов. Например, хотя целых 82 % россиян уверены, что они не могут влиять на политические процессы в стране, 14 % считают, что у них есть такая возможность. Это на 6 % больше, чем в 2008 году. Каждый третий респондент также заявил о своей готовности участвовать в политической деятельности, хотя бы на местном уровне. Какими бы скромными ни были эти показатели роста зрелости российского гражданского общества, они, по-видимому, отражают возникновение в стране среднего класса, готового брать на себя ответственность за ситуацию.



Для Кремля это может представлять серьезные системные риски. Опросы общественного мнения показывают не только снижение популярности действующих лидеров, но и растущий запрос на ротацию в высших эшелонах власти – запрос, который нынешняя «вертикаль власти», полностью отвергающая политическую конкуренцию, не способна удовлетворить. Вдобавок, согласно недавно проведенному социологами из Московского государственного университета исследованию, продолжает стремительно уменьшаться характерная для последних десяти лет привлекательность для общества идеи «стабильности». Социологи предполагают, что по мере того, как входит в силу первое постсоветское поколение молодых образованных предпринимателей, фокус сдвигается со «стабильности» на «активное развитие».

Может оказаться, что, обещая своим соотечественникам еще 12 лет – а то и больше – «стабильности», Путин предлагает им продукт, который уже сейчас не слишком востребован - как электрические камины в разгар жаркого лета.