27 ноября в Донецке правоохранители снесли палаточный городок митингующих чернобыльцев, вследствие чего один человек умер, а еще один оказался в реанимации. И хотя эксперты уверяют, что трагедия в Донецке не приведет к массовым протестам по всей стране, но последствия могут оказаться весьма серьезными.
После силового сноса палаточного городка ликвидаторов аварии на ЧАЭС из-за сердечного приступа скончался один из митингующих. Погибшему было 70 лет, и незадолго до штурма он обращался к медикам за помощью, но от предложенной госпитализации отказался.
В оппозиции на смерть человека отреагировали заявлением о том, что руководство страны начало фактическое уничтожение украинцев. «Гибель чернобыльца в Донецке – это вопиющий факт уничтожения властью людей, которые борются за свои права. Мы должны сделать все, чтобы такое в будущем никогда больше не повторилось. Мы будем разбираться с этим фактом на всех уровнях власти», - заявила на брифинге представительница парламентской фракции «БЮТ-Батькивщина» Наталья Королевская.
Еще по теме: Французский суд закрыл дело о последствиях чернобыльской аварии
Однако власть от подобных обвинений открещивается и настаивает, что в смерти Геннадия Коноплева виноваты именно организаторы акции протеста в Донецке. «Людей к этому вели. Не только этот человек (погибший - прим. ред.) обращался за помощью и отказался от госпитализации. Организаторы акции тоже должны были думать о состоянии людей», - отметил на пресс-конференции губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий.
Несмотря на призывы власти одуматься и не ставить под угрозу жизни людей, митингующие намерены идти до конца. «Мы только что встретились с Сергеем Тигипко. Ничего хорошего нам не сказали. Власть не хочет выполнять наши законные требования. Завтра состоится всеукраинская акция протеста, приедут и чернобыльцы, и афганцы. Мы пойдем до конца», - рассказал один из митингующих, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Сергей Петрусь.
Читайте еще: Чернобыль 25 лет спустя: уроки катастрофы
При этом он не исключает, что акции протесов чернобыльцев могут перейти в массовые народные волнения по всей стране. «Я не исключаю. Вы видите, какое сейчас положение в стране. Они не хотят выплачивать нам те пенсии, которые положены нам по закону. Они жируют на золотых унитазах, а мы нищенствуем», - заявил митингующий.
Эксперты и политики считают, что до революции пока далеко, хотя и признают, что последствия смерти одного из участников акций протеста в Донецке однозначно будут. Вопрос какие и для кого, остается открытым.
«Эти люди никому не мешали. Более гуманной и мягкой акции быть не могло. Мерзли, голодали, не перекрывали дороги. А их палатки снесли силовым методом, довели до смерти одного человека, еще один - в реанимации. Если бы я была министром социальной политики, я бы была уже в Донецке и разговаривала с людьми. А к ним никто даже не приехал. Не знаю, выкрутиться ли власть из этого положения, начав договариваться, или нет. Не знаю, насколько люди простят то, что произошло», - сказала координатор движения «Гражданское сопротивление» Александра Кужель.
В БЮТ считают, что ситуация в Донецке осложняется, но как она будет развиваться, предсказать не берутся. «Люди возмущены, все больше и больше чернобыльцев, шахтеров, афганцев приезжают в Донецк. Но я не хочу делать пока прогноз как будет складываться обстановка дальше, потому что, во-первых, я еще недостаточно изучил обстановку, а, во-вторых, здесь пресса под контролем и даже сами дончане не знают, что происходит», - объяснил член парламентской фракции «БЮТ-Батькивщина» Михаил Волынец, находящийся сейчас в Донецке.
Представитель Партии регионов Вадим Колесниченко, в свою очередь, считает, что смерть Геннадия Коноплева некоторые политики используют в политических целях, но к волне народного негодования она не приведет. «Никаких массовых акций протеста не будет. Кто-то пытается использовать смерть человека в политических целях. Нужно наказать тех, кто пытается это сделать. Потому что любая смерть - это трагедия, на этом нельзя строить черный пиар», - отметил народный депутат.
Еще по теме: ликвидаторы аварии в Чернобыле пожаловались на невнимание государства
Руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко при этом уверен, что дальнейшее развитие событий будет зависеть от власти. «Я уже не раз говорил, что у нас очень расколотая страна. Нет внутри политической солидарности. Есть только два места, на которые реагирует вся Украина. Это Киев и родина власти – Донецк. Все, что произойдет там будет восприниматься острее, чем если эти события произойдут в Харькове или во Львове. Поэтому убийство протестанта (я так говорю, потому что человек умер не в больнице, а на площади, требуя свою пенсию) будет иметь последствия, а какие – будет зависеть от власти, от того, какой путь она выберет», - объяснил политолог.
О негативных последствиях смерти человека во время акции протеста говорит и директор Центра прикладных исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Что касается гибели участника акции протеста, я не исключаю, что оппозиция внесет имя этого человека в список жертв нынешнего режима. Такое возможно, и это может иметь негативное последствие. Но не думаю, что последствия будут такими, как в Тунисе, и это приведет к революции. Революции не будет. Донбасс к таким событиям еще не готов», - сказал политолог на пресс-конференции.
Напомним, 27 ноября в 19:00 около 30 правоохранителей ворвались в палаточный городок чернобыльцев в Донецке и снесли большую палатку. Одному из участников акции протеста стало плохо, и он умер в карете «скорой помощи».
Сегодня, 28 ноября, около сотни человек пенсионного возраста, вооруженных вилами, пытались взять штурмом Донецкую облгосадминистрацию. Одно из требований людей – понижения тарифов на квартплату. Известно так же, что толчком к штурму послужил разгон митинга чернобыльцев около Пенсионного фонда в Донецке.