Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Постулируемое Путиным и его командой «возрождение» России, финансирующееся с доходов от продажи природных ресурсов, долго не затрагивало армию. Упор был в первую очередь сделан на развитие спецслужб. Кроме того отсутствовали идеи, в каком направлении должна двигаться профессионализация армии.

Профессиональная армия должна была послужить лекарством от патологий армии призывной, в первую очередь - от дедовщины и коррупции при наборе призывников. Профессионализация стала одной из основных проблем созданных в 1992 году вооруженных сил Российской Федерации: армия, организованная по принципу всеобщей воинской обязанности, стала анахронизмом.

Еще по теме: массового бадминтона в российской армии не будет

 
Казалось, что в царивших тогда условиях демократизации и избавления от реликтов прежней системы вооруженные силы превратятся в современную организацию. Большая мобильность и ведение боевых действий были возможны только с участием профессионалов. То же самое было нужно, чтобы взять на вооружение современную технику. Перемены приветствовало и общество.

На контракте

В 1992 году правительство приняло постановление о реализации указа о «мероприятиях по постепенному переходу к комплектованию вооруженных сил РФ на контрактной основе». До 1995 года на контрактную службу удалось привлечь около 400 тысяч военных, т.е. половину от общего числа младшего командующего состава и рядовых. Однако организация армии, система обучения и ментальность военных оставались в значительной степени неизменными. Не добавило армии популярности поражение России в первой чеченской войне. Причины последующих неудач в процессе профессионализации стоит искать помимо прочего и в этом.

За месяц до президентских выборов 1996 года президент Борис Ельцин подписал указ о том, что до 2000 года российская армия должна быть полностью укомплектована контрактниками. Но ухудшающиеся условия службы привели к тому, что к этому году в рядах армии осталось лишь 120 тысяч таких военных. Вопреки обещаниям им не смогли обеспечить вознаграждение, которое было бы выше средней российской зарплаты, в отдаленных гарнизонах для них не было квартир, а для жен – работы.

Еще по теме: Солдаты и контракторы. Иракские оценки



Постулируемое Владимиром Путиным и его командой «возрождение» России, финансирующееся с доходов от продажи природных ресурсов, долго не затрагивало армию. Упор был в первую очередь сделан на развитие спецслужб. Кроме того отсутствовали идеи, в каком направлении должна двигаться профессионализация армии. В рамках реформ, проводившихся министром обороны Сергеем Ивановым, в 2003 году была принята правительственная программа по привлечению профессиональных военных. Она должна была продлиться четыре года и стоить 79 миллиардов рублей. В этот раз были поставлены более скромные цели: служащими по контракту должны были комплектоваться части постоянной боевой готовности, прежде всего воздушно-десантные. Также планировалось увеличить число контрактников с 80 до 400 тысяч. Эти намерения воплотить в жизнь не удалось. Пришедшие по призыву военнослужащие часто подписывали договоры через шесть месяцев пребывания в армии только для того, чтобы провести оставшиеся время в качестве контрактников – вне казарм и получая большее жалование. Сразу после окончания основного срока службы большинство из них увольнялось. Бывали случаи, что командование принуждало военнослужащих подписывать контракты, чтобы добиться намеченных показателей.

Читайте еще: Российская армия продолжает разваливаться

Существенную роль играло и непонимание начальством новых принципов службы: контрактникам предписывали жить в казармах или требовали от них той же дисциплины, как от солдат-срочников. Все это вытекало из неясностей в законе.

Новый облик


Одной из основных целей начатой в 2008 году министром обороны Анатолием Сердюковым реформы, названной созданием «нового облика армии», была как можно большая профессионализация. Но в отличие от сокращения офицерского состава и создания нового сержантского корпуса, которые, хоть и не без труда удается воплощать в жизнь, она столкнулось с более серьезными препятствиями. По первоначальным планам до 2011 года по контракту должно было служить 350 тысяч военных – в основном в частях постоянной готовности, в особенности участвующих в боевых действиях.

Например, в 34-й механизированной бригаде, созданной с нуля в 2006 году по специальному поручению президента Путина для ведения боев в горных регионах Кавказа, по контракту служит менее половины военнослужащих. Аналогичная ситуация и в 22-ой отдельной гвардейской бригаде специального назначения. В этом элитном подразделении уже давно не должно было остаться ни одного срочника, но их до сих больше 60 процентов. Еще несколько лет назад такие подразделения были укомплектованы контрактниками на 100 процентов. Отток профессиональных военных привел к необходимости заполнить вакантные места срочниками - вопреки уверениям властей, что направлять в части, участвующие в военных операциях, их не будут.

Читайте еще: В Афганистане у американцев больше гражданских контрактников, чем солдат


В пользу профессионализации армии свидетельствует и демографическая ситуация. Рождаемость снижается с начала 1990-х годов: в 1987 году родилось 1,2 миллиона мальчиков, а в 1997 – только 700 тысяч. Также ухудшилось состояние здоровья новобранцев. Проблемы со здоровьем есть у каждого второго, многие получают отсрочки по уходу за членами семьи или из-за учебы. Из 800 тысяч – миллиона молодых людей, вступающих в призывной возраст, в армию в год попадает от 350 до 550 тысяч. В одной только в Москве от службы уклоняется около 40 тысяч человек. Несмотря на разнообразные акции, включая милицейские «облавы» и призыв студентов, места, предназначенные для солдат-срочников, заполнить становится все сложнее.

Невыполненная задача

Спустя два года после начала реализации программы руководство ведомства решило, что она проводилась слишком поспешно. В марте 2010 года министр Сердюков на заседании коллегии министерства обороны, в котором принимал участие президент Медведев, признал, что результаты программы неудовлетворительны. «Мы недооценили ситуацию: кто должен переходить на контракт, на каких условиях, под какие денежные содержания». Присутствовавший на заседании начальник генштаба Николай Макаров заявил, что было допущено много ошибок: «Задача, которая ставилась − построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем. Мы пришли к пониманию, что контрактник должен готовиться по совсем иным методам, чем это было ранее. Поэтому сейчас на контракт мы берем только сержантов, которых обучаем два с половиной года».

Еще по теме: Зачем российской армии резко увеличивать количество снайперов?

 



Число контрактников должно было уменьшиться до 210 тысяч, столько военнослужащих служило тогда по контракту. Это означало отказ от концепции широкой профессионализации. К дискуссии подключился президент Медведев. В январе 2011 года он потребовал увеличить число контрактников до 425 тысяч. Было наконец определено, на какое повышение вознаграждения могут рассчитывать военные в 2012 году: их зарплаты должны вырасти в два-три раза и составить около 25 тысяч рублей. Критики Медведева утверждают, что это решение было принято перед лицом надвигающихся президентских выборов, а его цель – привлечь на сторону нынешнего главы государства как военных, которые будут довольны выросшими зарплатами, так и ту часть общества, которая отрицательно относится к всеобщему призыву.