В прошлое воскресенье был положен конец размышлениям и спекуляциям на тему возвращения Путина к штурвалу управления страной, поскольку партия «Единая Россия» выдвинула его своим кандидатом в президенты на мартовских выборах 2012 года.
Путин заявил, что его лозунг «никогда не оглядываться назад». Эти новости породили новые предположения по поводу его идеи создания «Евразийского союза». Что это: реальная альтернатива политике ЕС на постсоветском пространстве, или пиаровский ход, который забудут сразу после выборов? Вопрос сейчас не о том, каково содержание и направленность московской стратегии, или каковы возможности и потребности Москвы в создании этого «Евразийского союза», а о том, какие ошибки допустил Евросоюз. Что спровоцировало это решение о введении в формальные и законные рамки процесса геополитического возрождения и усиления России? Чтобы ответить на данный вопрос, ЕС сам должен «оглянуться назад» и оценить собственные действия.
Еще по теме: Император возвращается
Прежде всего, на состоявшемся 30 сентября варшавском саммите восточного партнерства ЕС, где у Белоруссии не было высокопоставленных представителей, Евросоюз начал критиковать белорусское правительство, вынудив его делегацию покинуть зал заседаний и уехать с саммита. В этот момент президент Грузии Михаил Саакашвили заявил лидерам ЕС, что для Евросоюза крайне важно не утратить контроль за переговорами с Минском, и не допустить, чтобы Белоруссией начала командовать Россия. По сути дела, такая публичная критика со стороны ЕС привела к полной и безнадежной изоляции Минска, что заставило белорусские власти искать новые рычаги влияния в партнерстве с Москвой. Евросоюз проводит свою политику изоляции после президентских выборов в Белоруссии, состоявшихся в конце 2010 года, когда силы безопасности жестоко подавили выступление оппозиции. Меры изоляции включают санкции со стороны ЕС и США, и эти санкции стали одной из многих причин серьезного финансового кризиса, в котором оказалась Белоруссия.
Читайте еще: Какая такая Российская империя?
Во-вторых, в прошлом месяце было принято разработанное при посредничестве Швейцарии предложение, положившее конец действиям Грузии по блокированию вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). С точки зрения США и ЕС, эта сделка способна помочь нормализации отношений между Москвой и Тбилиси. Более того, если Россия увидит, что Тбилиси под давлением Вашингтона готов идти на новые шаги по примирению, она будет меньше препятствовать американским планам создания радиолокационной системы в Восточной Европе. Чтобы подтолкнуть Тбилиси к уступкам, ЕС сослался на резолюцию Европарламента по Грузии от 17 ноября, в которой используется термин «оккупация». Тем самым, он продемонстрировал явную европейскую поддержку Грузии.
Во время моего недавнего разговора с профессором грузинского Государственного университета имени Ильи Чавчавадзе Гией Нодия, этот человек высказал глубоко взвешенное мнение по данному вопросу: «Когда речь заходит о конфликте с Россией и о связанных с этим проблемах Абхазии и Южной Осетии, следует сказать, что в обозримом будущем Грузия не сможет добиться никаких качественных прорывов. По крайней мере, нынешняя ситуация не дает на это никакой надежды. Но Грузии крайне важно сохранить международную поддержку, сделав так, чтобы ведущие международные игроки согласились с ее версией событий». В таком контексте трудно говорить о том, что компромисс Грузии в вопросе ВТО может послужить катализатором для нормализации отношений Москвы и Тбилиси, особенно с учетом того, что Европарламент уже дважды призывал Россию прекратить оккупацию грузинских территорий.
Еще по теме: Пособие по памятникам "советсткой оккупации"
Эти два события способствовали ускоренному международному признанию геополитических амбиций России, но были здесь и другие признаки, которые ЕС может распознать, пусть и задним числом. Во-первых, президенты России, Казахстана и Белоруссии 18 ноября подписали в Москве декларацию о намерениях, которая позволит в течение пяти лет превратить Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) в эффективно действующее объединение. Это один из первых шагов по превращению идеи Евразийского союза в реальность. То, что первый шаг направлен на создание экономической коалиции (а не политического блока), это несомненно мудрая стратегия. Полностью изолированная Евросоюзом Белоруссия также принимала участие в создании ЕЭК, демонстрируя тем самым свое негативное отношение к политике Евросоюза. После достижения договоренности по ЕЭК Россия и Белоруссия подписали новое газовое соглашение.
Еще по теме: Российская оккупация долго не продлится
Казахстан демонстрирует более двойственное отношение к этой генеральной стратегии, в частности, что касается политизации казавшейся вначале чисто экономической инициативы. Во время моей дискуссии с советником директора Казахстанского института стратегических исследований Казбеком Исаевым он выразил мнение о том, что «Казахстан стремится к налаживанию евразийской интеграции, исходя в основном из соображений экономического прагматизма. В этом плане казахская политика по созданию Евразийского союза определяется исключительно национальными экономическими интересами». Не исключено, что многие постсоветские страны воспринимают вышеуказанные шаги как угрозу, ибо никто не хочет возврата в СССР. Сейчас неясно, какое будущее ждет эту инициативу. А новый лозунг Путина «никогда не оглядываться назад» еще больше затрудняет процесс распознания точной траектории данной стратегии.
Читайте еще: Рождение Евразийского союза
Второе событие это реакция Москвы на американский план противоракетной обороны. Многие считают, что после разрешения вопроса с грузинским вето на вступление России в ВТО российско-американские отношения могут и дальше спокойно развиваться в русле политики перезагрузки. На съезде партии «Единая Россия» президент Дмитрий Медведев предупредил, что Москва нацелит свои ракеты на американские объекты ПРО в Европе и выйдет из договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-3, если Соединенные Штаты не откажутся от своих планов по развертыванию элементов противоракетной обороны в европейских странах. Он также отдал распоряжение военному руководству подготовиться к развертыванию мобильных ракетных комплексов в Калининградской области, находящейся в Прибалтике рядом с Литвой и Польшей. Это подорвет безопасность Польши и Литвы, а также поднимет важный вопрос о том, не наступил ли конец российско-американской перезагрузке. А может «перезагрузка перезагрузки» возвещает о новых геополитических амбициях Москвы?
В контексте складывающейся ситуации весьма проницательно звучит высказывание эксперта по этому региону Дова Линча (Dov Lynch), с которым он выступил в 2005 году: «Россия делает вам предложение, от которого вы не можете отказаться, а ЕС делает вам предложение, которое вы не можете понять». Евразийский союз не может стать таким же политическим объединением, как ЕС, потому что мотивы его создания совершенно иные. Но в то же время, бюрократическая система Евросоюза не в состоянии предложить своевременные и привлекательные возможности для дальнейшей интеграции. Упрощение визового режима и прочие конкретные меры принимаются очень медленно, и к тому же сейчас непонятно, согласятся ли все страны-члены ЕС на такие шаги.