Последняя неделя ноября – время особой печали на Украине, где отмечается годовщина памяти жертв голода 1932-1933 годов. Ничего подобного не происходит ни в одной другой постсоветской стране, народы которой пострадали от этого голода. Ничем не обозначилась общественная жизнь России и Белоруссии. Традиционным молчанием обходят эту трагедию и в Казахстане.
Между тем, по некоторым сведениям, именно казахи пострадали от Голодомора больше всех, потеряв более половины этноса. Власти уже независимого Казахстана изначально в качестве причины отказа от памяти называли нежелание излишне политизировать трагедию. На простом человеческом языке это означало, что казахстанская власть боялась напрягать политическую элиту России, которая очень болезненно воспринимала и продолжает воспринимать одно только упоминание о голоде как вызов российскому руководству и российской истории.
Это замалчивание вписывается в многолетнее поведение Нурсултана Назарбаева, готового любой ценой уберечь себя от возможного гнева Кремля. Либо это старая партийная привычка оглядываться на политбюро, либо это четкое знание, что неприятие его персоны в Москве может ему стоить карьеры лидера нации вообще.
Ситуация в Украине далека от идеальной, но так же далека от безмолвия, царящего в Казахстане по поводу голода 1932—1933 годов. То есть в итоге получается, что траурные церемонии в память о заморенных голодом миллионах украинцев символически распространяются и на погибших от голода русских, казахов, белорусов, о которых в их странах предпочитают не вспоминать.
Более того, в своем понимании произошедшей трагедии Украина продвинулась еще дальше. В 2006-м году украинский парламент признал Голодомор 1932—1933 годов геноцидом украинского народа. И никто с тех пор это постановление не отменял. Поменялась власть на пророссийскую, однако этот документ осуждения сталинской расправы остался неприкасаемым, хотя нынешний президент и пытался несколько раз представить российской стороне более мягкое толкование отношения новой власти к этой трагедии. Правда, только на словах.
Голодомор признали геноцидом украинского народа парламенты нескольких десятков иностранных держав. Впервые в истории независимой Украины почтить память жертв Голодомора собрались все президенты — Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Эта церемония состоялась на територии Национального музея «Мемориал памяти жертв Голодомора» в Киеве. Тоже знаковый момент. Подобных музеев в помине нет ни в России, ни в Белоруссии, ни, тем более, в Казахстане, власть которого, может быть, больше других беспокоится о своем благополучии в смысле заигрывания с Кремлем.
Согласно уже установленному протоколу Виктор Янукович возложил к скульптуре «Горькая память детства» символическую композицию с зерном. Он также поставил зажженную лампадку к »Свече памяти». Затем к мемориалу начали подходить представители дипломатических миссий иностранных государств, регионов Украины и ряда политических партий. Около Национального мемориала жертвам Голодомора состоялось общее богослужение. Участие в нем приняли все православные и католические конфессии страны, а также представители мусульманской общины Украины.
Затем от стен мемориала стартовала общенациональная акция «Зажги свечу». По словам организаторов, именно в это время зажгли свечи памяти и помянули минутой молчания жертв Голодомора миллионы жителей практически всех городов и деревень Украины. Хочется верить, что и казахские жертвы голода тоже были ими помянуты. Вдалеке от родной земли. Вдалеке от потомков.