После распада СССР Россия познала надежды и разочарования перехода к рыночной экономике: планирование и пустые витрины уступили место олигархам и миллионам бедных, тогда как благополучие нового среднего класса до сих пор во многом зависит от нефтяных поступлений.
По иронии судьбы двадцать лет спустя после падения советского режима наступил момент, когда западные экономики переживают трудные времена и были бы не прочь, чтобы Россия, крупнейший в мире производитель нефти и газа, протянула им руку помощи. Тем не менее, этот углеводородный козырь одновременно является и величайшей слабостью страны, так как делает ее крайне зависимой от котировок сырья.
Снижение цен в 1980-х годах сыграло определяющую роль в распаде СССР, поставив на колени его экономику, которая и так уже несла на себе неподъемный груз: гонка вооружений, слабая конкурентоспособность промышленности и нехватка даже самых элементарных потребительских товаров.
Падение советского режима в 1991 году стало началом периода полного энтузиазма перехода к рыночной экономике.
Новый президент России Борис Ельцин окружил себя командой молодых либералов, которые свято верили в западные доктрины и были убеждены, что смогут перевести экономику страны на рыночные рельсы благодаря шоковой терапии.
Тем не менее, либерализация цен привела к чудовищной инфляции, которая мгновенно «съела» все сбережения россиян, что в свою очередь принесло автору этой политики, молодому экономисту и премьеру Егору Гайдару искреннюю и неутихающую ненависть со стороны населения.
Сам Гайдар заявил в свою защиту, что тем самым смог избежать голода и гражданской войны, так как закрома родины были пусты.
Массовые приватизации также не оставили после себя доброй памяти.
Каждому гражданину, от крестьянина до рабочего и чиновника, выдали ваучер, который соответствовал доле национальной экономики. Однако программа опять-таки обернулась полным провалом, так как большинство россиян не знали, что делать с этими бумагами. Дальновидные предприниматели скупали их тысячами за сущие гроши.
Под давлением консервативно настроенного парламента и разочаровавшегося общественного мнения Гайдара заменили на бывшего советского аппаратчика Виктора Черномырдина, а в 1994 году окончательно удалили из власти.
Наступило время сделок властей с самыми богатыми и могущественными российскими бизнесменами, то есть олигархами.
После организованных правительством на туманных условиях залоговых аукционах эти люди заполучили в свои руки жемчужины российской экономики (прежде всего в горнодобывающем и нефтяном секторе) в обмен на поддержку их самих и принадлежащих им СМИ для президента Ельцина.
В то время как большая часть населения едва могла свести концы с концами, эти олигархи выставляли на всеобщее обозрение свои состояния.
Пик недовольства наступил в 1998 году, когда в стране наступил дефолт.
Тем не менее, на следующий год рост цен на нефть существенно изменил расклад и дал шанс пришедшему к власти в 2000 году Владимиру Путину.
Уровень жизни стал подниматься, в стране начался строительный бум, открывалось все больше новых магазинов, и все большая часть населения смогла распробовать радости потребления и путешествий.
Кроме того, популярность Владимира Путина резко подскочила вверх, когда он приструнил олигархов и отправил за решетку того из них, кто проявлял политические амбиции (Михаил Ходорковский).
Но хотя показатели экономического роста били все рекорды, власти без конца откладывали проведение структурных реформ. В то же время, коррупция достигла своего апогея, а 20 миллионов россиян, по последним данным, живут за чертой бедности.
В 2009 году по России тяжело ударил мировой экономический кризис.
Позднее в стране вновь начался экономический рост, однако обещания о модернизации нового президента Дмитрия Медведева звучат крайне неубедительно. Тем более, когда Владимир Путин сообщил о намерении вернуться в Кремль в 2012 году, что вызвало опасения насчет повторения периода застоя.