После публикации доклада ООН, в котором правительство Сирии обвинялось в преступлениях против человечности и который заставил Лигу арабских государств объявить о введении новых экономических санкций против этой ближневосточной страны, Дамаск организовал очередную спонтанную демонстрацию лояльности омерзительному режиму Башара Асада.
Толпа ярых сторонников режима, заполнившая в понедельник одну из площадей сирийской столицы, несла огромные портреты своего ужасного лидера, скандировала признания в любви отвратительному тирану и размахивала флагами двух главных международных покровителей режима - России и Китая.
Им есть, за что хвалить эти две страны, готовые служить поддержкой и опорой самым худшим в мире тираниям. Именно Россия и Китай постоянно мешают Совету безопасности ООН действенно поддержать международный консенсус, согласно которому безжалостность сирийского правительства и его готовность идти на любые зверства, чтобы удержаться у власти, делают необходимым его свержение.
Даже в нашу эпоху, которая дает достаточно примеров варварства, чтобы привести в уныние даже самого истого поборника способности человечества к моральному усовершенствованию, расследование ООН, которое навлекло на Сирию очередные санкции, выглядит шокирующее.
В ужасный каталог преступлений режима входят аресты, пытки, изнасилования и убийства детей, в том числе намеренное умерщвление двухлетней девочки. Это обвинительный приговор длящейся уже восемь месяцев кампании безнравственной жестокости и насилия над мирными демонстрантами и ни в чем не повинными людьми, которые чем-то не угодили правительству, правящему без согласия народа.
Однако ни одно из этих преступлений не повлияло на позицию Пекина и Москвы, сохраняющих привычное безразличие к злу. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров отказался прислушаться к призывам США, Евросоюза, ЛАГ и других государств и организаций ввести эмбарго Совета безопасности на поставки оружия в Сирию и предупредил мир прекратить угрожать Асаду. Когда стали ходить слухи о возможной международной гуманитарной интервенции в Сирию, Россия объявила о намерении направить корабли на свою военно-морскую базу в этой стране.
Реакция Китая выглядит чуть менее глупо. Он старается не защищать Сирию чересчур активно. Тем не менее, Пекин тоже призвал вести с Дамаском диалог и не вступать с ним в конфронтацию и не поддержал осуждающую сирийский режим резолюцию Совета ООН по правам человека.
В нашей стране и в остальных странах свободного мира споры между идеалистами и реалистами идут о том, в какой мере поддержка прав человека должна быть приоритетным фактором в наших отношениях с другими странами. Однако лишь крайне немногие из цивилизованных людей считают, что правозащитная деятельность вообще не должна играть никакой роли в нашей дипломатии – ни как цель, ни как средство.
Тем не менее, судя по всему, в тех уравнениях, которые выстраивают в своих головах российские и китайские лидеры, такие соображения не учитываются. Для Москвы и Пекина человеческое достоинство, демократическое правление и законность – это даже не мелочи, не стоящие внимания перед лицом их государственной мудрости, которая предпочитает морали шкурные интересы. Они всерьез считают эти ценности враждебными своим интересам.
Власти этих стран рассматривают распространение в мире свободы и законности как выгодное для нас обстоятельство, угрожающее их международному влиянию. Точно так же они считают, что наличие у их граждан прав человека в полном объеме угрожало бы их правлению. Оба эти правительства готовы пойти на убийства, на пытки и на любую несправедливость, чтобы защитить свою власть и привилегии. Как же мы можем ожидать, что их будут тревожить нарушения прав человека в других странах?
Хотя во времена холодной войны это было заметнее, сейчас в сущности ничего не изменилось: различие между нами и властями России и Китая по-прежнему не сводится к периодическому расхождению интересов или к культурным различиям. Мы противоположны друг другу с моральной точки зрения. Эта пропасть между нами сохранится до тех пор, пока люди в этих странах не потребуют и не добьются того, чтобы власть защищала права человека, которые презирают нынешние правители.
Утверждать, что мы морально превосходим их – не шовинизм. Это правда, и доказательством нашего превосходства служит наше поведение. Да, мы несовершенны, и время от времени грешим против собственных ценностей. Но при всех наших недостатках мы остаемся главной надеждой человечества. У нас есть чувство справедливости, которое подталкивает нас к действиям. Мы заботимся о человеческом достоинстве. Убийства невинных вызывают у нас гнев.
При всех разговорах о перезагрузке отношений и поиске общих интересов с правительствами России и Китая глупо забывать, что мы различны с ними как день и ночь, и что мы будем противниками, пока не начнем разделять общие ценности. Для них это очевидно. Теперь это должно стать очевидным и для нас.
Марк Солтер – бывший глава аппарата сенатора Джона Маккейна и его консультант по президентской кампании.