Недавний уход в отставку Сильвио Берлускони с поста премьер-министра Италии широко освещался в грузинских СМИ. Как и в Италии, в Грузии, похоже, любят нестандартных политических деятелей. И как в Италии, в Грузии наблюдается высокий уровень безработицы. Однако, в отличие от Италии, в Грузии набрели на политическое решение этой проблемы. Называется оно телевидением.
За последние семь лет Грузия не раз удостаивалась похвал со стороны международного сообщества за свои экономические реформы, в процессе которых удалось повысить эффективность работы бюрократической машины, пересмотреть трудовое и налоговое законодательство и упростить нормативно-правовую базу. Вместе с тем в стране сохраняется высокий уровень безработицы, который упорно не желает сдвинуться с отметки в 15,5%. Уровень безработицы сегодня даже на три процента выше, чем в 2004 году, когда Михаил Саакашвили принял в свои руки бразды правления на посту президента республики. Есть основания полагать, что реальный уровень безработицы даже выше официальных данных: из 16161 респондента, опрошенных в сентябре Национальным демократическим институтом, 67% назвали себя безработными.
Менее чем через год в Грузии должны состояться парламентские выборы, и вполне можно было предположить, что нехватка рабочих мест может спровоцировать в республике политический кризис или какую-нибудь акцию протеста типа «Займи Тбилиси». Вместо этого появилось телевизионное шоу.
Еженедельно на национальном проправительственном телеканале «Рустави-2» выходит в эфир программа под названием «Найди работу» с участием мэра Тбилиси и главного политического протеже Саакашвили, Гиги Угулавы, и руководителей трех проправительственных национальных банков, которые вместе рассматривают заявления на выдачу кредитов для открытия нового бизнеса. Претенденты, проекты которых члены комиссии признают перспективными, получают субсидии от столичного муниципалитета.
В тройку банкиров входят экс-премьер Владимир Гургенидзе, ныне гендиректор «Либерти Банка»; гендиректор «Банка Грузии» Ираклий Гилаури, брат премьер-министра Ники Гилаури; и гендиректор «ТВС-Банка» Вахтанг Буцхрикидзе. Улыбающийся главный казначей Угулава, который, как ожидают, будет баллотироваться на пост президента в 2013 году по истечении последнего срока пребывания Саакашвили на данном посту, проводит вместе с банкирами собеседование на получение кредитов, порой давая претендентам отеческий совет. «Это очень серьезная ноша для молодой девушки, только-только вступающей в жизнь», – подсказывает он одной из конкурсанток.
После одобрения какого-либо из бизнес-предложений город предоставляет средства для кредитования из муниципального фонда, насчитывающего 1 миллион лари (600 тысяч долларов).
Политолог Тбилисского государственного университета Коба Турманидзе усматривает в программе политические мотивы, отмечая, что все это весьма сказывается на «раскладе» грузинских избирателей, пытающихся определиться, кого им поддерживать на выборах. «Избиратели отнюдь не глупы, даже в случае частично свободных выборов», – говорит он. Оппозиционный политик может пообещать электорату «либерализовать то и это», но у избирателя нет возможности узнать, будут ли выполнены эти обещания, подчеркивает политолог. Телевизионная же программа является средством, которое предоставляет Гиги Угулава возможность показать зрителям и потенциальным избирателям, что он может создать ощутимые возможности в сфере занятости. «Так что его обещаниям будет гораздо больше веры», – добавляет он.
В ходе программы в эфир пускаются рекламные ролики, в которых рассказывается и о других аспектах деятельности мэра. Так, например, в программе от 27 ноября Угулава отправился с полной энтузиазма ведущей «Рустави-2» на автомобильный тур по Тбилиси, чтобы продемонстрировать новые электронные расписания автобусов и строящийся колл-центр экстренных служб, а также объяснить, как строительство новой скоростной автомагистрали поможет жителям и гостям Тбилиси сократить время в пути. Телеканал «Рустави-2» тоже выступил в роли агитатора, превознося все представленные Угулавой проекты.
На взгляд Турманидзе, телепрограмма является «предвыборной агиткой". Мэрия эту идею высмеивает, отрицая, что телепрограмма как-то связана с предстоящими парламентскими и президентскими выборами. По утверждению начальника городской службы экономической политики Звиада Арчуадзе, телешоу является всего лишь продолжением пятилетней программы кредитования бизнеса и призвано проиллюстрировать процесс выдачи банками ссуд. За прошедшее с запуска программы в ноябре время было одобрено «свыше 20» заявок на кредиты, добавил он.
Условия телевизионного соглашения между городом и частной компанией «Рустави-2» не разглашаются.
По словам экономиста Владимира Угулавы (однофамильца мэра Тбилиси), руководителя Центра исследования экономической политики, шоу удалось нащупать реальный «сдерживающий фактор» на пути создания рабочих мест – отсутствие доступных кредитов. По данным Национального банка Грузии, в 2010 году средневзвешенный процент по займам в грузинской валюте (лари) составлял 22,6%.
Для решения данной проблемы требуется нечто большее, чем краткая беседа мэра Угулавы и трех руководителей банков с претендентами на получение кредитов. «Было бы лучше, если бы эти банки выдавали стартовые кредиты [для создания нового бизнеса]», – отмечает он.
Экономист же Давид Нармая считает, что государственные программы занятости были бы более эффективными, если бы больше ориентировались на долгосрочную перспективу. «Правительство реформирует различные сферы и направления деятельности, но на очень, очень ограниченный период, – говорит специалист. – Для бизнеса и инвестиций очень важна долгосрочная стабильность, чтобы можно было планировать упрочение бизнеса и наметить бизнес-политику».