Индия будет пристально наблюдать за парламентскими выборами в России. У двух стран масса общих интересов в военной, стратегической и ядерной областях.
Индийцы будут следить за сегодняшними парламентскими выборами в России гораздо пристальнее, чем большинство других азиатских стран. Российско-индийское партнерство остается удивительно прочным и стойким, несмотря на все те перемены, что произошли со времен холодной войны. Индия по-прежнему закупает большую часть вооружений для своих нужд у российских поставщиков, а внешнеполитические цели двух государств обычно не противоречат друг другу и часто совпадают. Например, обе страны обеспокоены возможным возвращением к власти талибов в Афганистане после ухода оттуда через несколько лет натовских войск. А российский президент Дмитрий Медведев называет сейчас их двусторонние отношения «привилегированным стратегическим партнерством».
Читайте еще: Индия отворачивается от России
И конечно же, две страны относятся друг к другу по-особому, уникально, и в первую очередь, в военной области. Например, Россия продает Индии такие системы вооружений, которые она не предлагает ни одному своему иностранному покупателю. Эти поставки и прочие вопросы сотрудничества в оборонной области обрели официальный статус в виде Российско-Индийской правительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, в рамках которой ежегодно проводятся встречи на уровне министров обороны. Россия это единственное государство, с которым у Индии существует наделенный официальными полномочиями механизм военного сотрудничества на столь высоком уровне. В составе этой созданной в 2000 году комиссии есть две основные рабочие группы (по военно-техническому строительству и кораблестроению и по авиации и наземным системам), а также семь подгрупп. Она осуществляет общий контроль и руководство реализацией рассчитанных на десятилетие зонтичных межправительственных соглашений по военному и техническому сотрудничеству.
Российские аналитики видят в Индии важную составляющую многополярного мирового порядка, который Россия намерена отстаивать и продвигать вместе с Индией, Китаем и Бразилией в рамках объединения БРИК, создавая с его помощью противовес США и их европейским и азиатским союзникам. Однако индийские лидеры четко заявили о своем нежелании создавать альянс с Соединенными Штатами против Китая. Точно так же они твердо намерены избегать союза с Москвой против Вашингтона.
Тем не менее, российские руководители находятся в более выгодном положении по сравнению со своими американскими коллегами, что касается сотрудничества с Индией в борьбе с терроризмом. Американские политические руководители давно уже ведут трудную работу по созданию баланса сил и интересов, совершенствуя связи в области безопасности с Индией и одновременно поддерживая хорошие двусторонние отношения с Пакистаном. Администрация Обамы, подобно своим предшественникам, нуждается в поддержке пакистанского правительства в рамках борьбы с исламскими экстремистами, базирующимися в районах северо-западного Пакистана. В отличие от нее, росийское правительство может болеее открыто вставать на сторону Индии в силу ограниченности своих связей с Исламабадом. Россия из уважения к чувствам Индии отказывается поставлять оружие в Пакистан.
Читайте еще: Индия и Россия обсуждают связи в военной сфере
С другой стороны, американские руководители имеют больше возможностей подталкивать пакистанское правительство к подавлению антииндийских террористических организаций, базирующихся в Пакистане. Более того, благодаря хорошим отношениям между двумя государствами, Вашингтон обладает большими шансами на урегулирование в Кашмире, где сохраняется спор между Индией и Пакистаном. Администрация Обамы называет примирение между Индией и Пакистаном важной целью переориентации усилий Исламабада в сфере безопасности в направлении болеее активной борьбы с терроризмом. Российским политикам, имеющим меньше рычагов влияния на Пакистан, труднее посредничать между Исламабадом и Нью-Дели.
Экономические связи это еще одно довольно слабое основание их партнерства. Правительства России и Индии хотят расширять двусторонние связи, доля которых в общем объеме их торговли после окончания холодной войны уменьшилась. В 2010 году объем товарооборота между Россией и Индией составлял всего 7,5 миллиарда долларов. В то же время, объем ежегодной торговли России с Китаем равен сегодня приблизительно 60 миллиардам долларов. Главные статьи индийского импорта из России это оружие, станки, химические продукты и металлы.
Низок и уровень прямых инвестиций двух страны в экономики друг друга. Те 4 миллиарда долларов инвестиций, которые Индия вложила в России, сосредоточены в основном в углеводородном секторе. Зарубежное подразделение индийской государственной корпорации Oil and Natural Gas Corp. Ltd. ONGC Videsh Ltd. имеет 20-процентный пакет акций в проекте «Сахалин-1», который реализуется неподалеку от тихоокеанского побережья России. Базирующаяся в Мумбаи компания Sun Pharmaceutical Industries это еще один крупный индийский инвестор в России. Самым весомым российским инвестором в Индии является многопрофильная корпорация АФК «Система». Она предоставляет индийцам услуги мобильной телефонной связи.
Во время визита Медведева в Индию в 2008 году правительства двух стран договорились о расширении сотрудничества в области космических исследований. Россия взяла на себя обязательство запустить в 2013 году в космос индийского астронавта на одном из своих космических кораблей, а также оказать Индии техническую и прочую поддержку в целях запуска индийского пилотируемого космического корабля в 2015 году.
Читайте еще: Индия добивается полного членства в ШОС
Во время визита Медведева в Индию в декабре 2010 года стороны подписали соглашения о сотрудничестве по производству и поставкам химикатов, удобрений, фармацевтической продукции и биотехнологиям. Российский Внешэкономбанк подписал соглашения о сотрудничестве с Государственным банком Индии и с индийским Экспортно-импортным банком. Ряд частных компаний воспользовались этой возможностью для развития российско-индийских деловых связей. Так, российский нефтехимический гигант «Сибур»и индийская Reliance Group создали совместное предприятие по производству бутилкаучука в Джамнагаре, расположенном в индийском штате Гуджарат.
Несмотря на эти усилия, экономические связи Индии с Россией по-прежнему сосредоточены главным образом в области энергетики и обороны. По этой причине продолжающийся процесс улучшения индийских отношений с западными странами, и особенно с США, бросает вызов российским политическим руководителям, стремящимся сохранить свои позиции одного из главных стратегических партнеров Индии.
В принципе, Россия и Индия должны быть естественными партнерами в сфере энергетики. В конце концов, России есть что продавать из своей энергетической продукции, а внутренний спрос Индии на энергоресурсы быстро растет в силу того, что страна эта занимает второе место в Азии по темпам развития экономики. Индия добывает у себя всего 34 миллиона из тех 144 миллионов тонн нефти, что она потребляет ежегодно.
Руководители индийских энергетических компаний также рассчитывают на тесное стратегическое и экономическое партнерство с Москвой в целях получения из России энергоресурсов на надежной и стабильной основе, хотя Индии трудно конкурировать в других областях с Китаем, правительство которого в состоянии предоставлять больше помощи огромным государственным энергетическим корпорациям своей страны. Бывший спецсекретарь нефтяного министерства Индии Анил Раздан (Anil Razdan) сказал по этому поводу: «Учитывая присутствие Китая на рынке активов, мы с Россией должны делать все возможное по справедливой цене и ради развития хороших технологий. Они помогали нам в прошлом в советскую эпоху, и даже после этого держали свое слово».
Долгие годы Россия предоставляет Индии возможности для вложения инвестиций в разработку шельфовых нефтяных месторождений возле острова Сахалин на российском Дальнем Востоке. Индийская ONGC Videsh Ltd., являющаяся зарубежным подразделением государственной корпорации Oil and Natural Gas Corp. Ltd., владеет 20-процентным пакетом акций в проекте «Сахалин-1», который реализуется неподалеку от тихоокеанского побережья России. Кроме того, Россия заслужила определенное одобрение в Индии (и Пакистане) за свою поддержку проекта прокладки многомиллиардного трубопровода из Ирана через пакистанскую территорию в Индию. Правительство США, со своей стороны, настойчиво выступает против строительства данного трубопровода, поскольку это влечет за собой развитие энергетической инфраструктуры Ирана. В результате Москва обретает определенную репутацию и влияние в силу того, что более открыто поддерживает индийские требования и потребности в сфере энергетической безопасности. Во время визита Медведева в Индию в декабре 2010 года российский министр энергетики Сергей Шматко и индийский министр нефти и газа Мурли Деора (Murli Deora) подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной и газовой области. Две делегации объявили о заключении десятка с лишним контрактов между российскими и индийскими нефтегазовыми предприятиями и компаниями.
Но самой многообещающей областью способна стать атомная энергетика. Российские фирмы проявляют огромное желание и готовность и впредь оставаться важными поставщиками ядерных технологий, материалов и услуг в Индию, поскольку Нью-Дели расширяет потенциал страны в области атомной энергетики. Российское правительство хочет снизить зависимость России от экспорта полезных ископаемых и увеличить объемы высокотехнологичного экспорта, например, оборудования для атомных электростанций.
Индийские руководители считают атомную энергетику важнейшей составляющей национальной стратегии удовлетворения быстро растущих энергетических потребностей страны с ее более чем миллиардным населением. При этом они не хотят чрезмерно зависеть от нефти и газа с Ближнего Востока, а также наносить катастрофический ущерб климату планеты. Обладая огромным населением и быстро развивающейся экономикой, Индия к 2030 году может стать третьим в мире потребителем энергоресурсов, обогнав Японию и Россию. Сегодняшние планы Индии предусматривают колоссальное увеличение атомных мощностей по производству электроэнергии. Если сегодня этот показатель составляет 4000 мегаватт, то к концу следующего десятилетия он должен составить приблизительно 60000 мегаватт. Российские компании надеются, что им удастся добиться как минимум равноценного увеличения коммерческих сделок с Индией.
Еще по теме: Россия и Индия рассматривают вопрос об экспорте зерна
Действительность заключается в том, что Индия лишь недавно начала избавляться от своего сохранявшегося десятилетиями статуса отверженной ядерной державы, поскольку международные ограничения не давали ей доступа к иностранным ядерным технологиям и топливу в силу того, что ее правительство давно уже отказывается от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а в 1974 и 1998 годах провело его испытания. 3 марта 2009 года Международное агентство по атомной энергии, отвечающее за контроль над исполнением странами своих обязательств по ДНЯО, утвердило дополнительный протокол к индийскому соглашению о мерах безопасности. В этом протоколе зафиксированы индийские обязательства передать ряд своих ядерных объектов, включая 14 тепловых реакторов, под контроль наблюдателей МАГАТЭ. При этом другие реакторы, входящие в индийскую программу ядерного оружия, под такой контроль не попадают. Это обязательство стало исключительно важным для того, чтобы Группа ядерных поставщиков в сентябре прошлого года частично освободила Индию от действия правил, запрещающих членам ГЯП сотрудничать с государствами, не подписавшими ДНЯО и не применяющими для своих ядерных объектов полномасштабные меры обеспечения безопасности, как того требует договор.
Российская компания «Атомстройэкспорт», являющаяся монополистом в области экспорта оборудования для АЭС и оказания услуг, близка к завершению строительства двух реакторов на легкой воде VVER-1000 мощностью 1000 мегаватт на АЭС в Куданкуламе, в южной провинции Тамил Наду. Первый контракт на строительство АЭС был подписан в 1988 году, спустя всего пару лет после аварии на Чернобыльской АЭС. Из-за последовавших протестов общественности возле места строительства электростанции, а также из-за произошедшего затем распада Советского Союза стройка была заморожена более чем на десятилетие. Атомстройэкспорт начал строительство АЭС лишь в 2002 году, действуя в соответствии с пересмотренным контрактом, подписанным в 1988-м, а затем измененным в 1998 году. Эта корпорация вместе с Медведевым и другими высокопоставленными российскими руководителями и их индийскими коллегами старается успокоить встревоженную общественность по поводу безопасности АЭС, подчеркивая то обстоятельство, что она полностью соответствует российским, индийским и международным стандартам безопасности. Российские и индийские участники переговоров до сих пор обсуждают вопрос о строительстве еще двух реакторов, а также о гарантиях поставок топлива для данной электростанции. В 2008 году Россия и Индия подписали новое соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики, которое, как надеются российские аналитики, даст Индии некий побудительный мотив для приобретения дополнительных атомных электростанций. Российский посол в Индии Вячеслав Трубников указал на то, что Россия готова поставить в Индию дополнительно целых десять атомных реакторов.
Читайте еще: Индия, Россия и стабильность в Афганистане
Но соглашение о поставке дополнительных реакторов может быть отложено из-за протестов населения в Куданкуламе, точно так же, как из-за протестов отложили запуск первого реактора. Произошедшая в марте 2011 года авария на японской атомной электростанции «Фукусима-1» привела к усилению малозаметного, хотя и продолжительного противодействия общества строительству реакторов. Протестующие заявляют, что прежде чем строить АЭС, индийское правительство должно было посоветоваться с местным населением. В 30-километровой зоне вокруг АЭС живет, по меньшей мере, 500000 человек, и своевременно эвакуировать их в случае необходимости будет крайне сложно. Местные рыбаки больше всего встревожены планируемым сбросом радиоактивных отходов малой токсичности в Индийский океан. Поддерживающие протесты ученые и технические аналитики утверждают, что Тамил Наду сможет получать более безопасную энергию из ветровых и солнечных источников.
Аналогичные массовые протесты местных фермеров и рыбаков при поддержке некоммерческих организаций и ученых привели к отмене в августе 2010 года планов строительства еще одной атомной электростанции на 1000 мегаватт в Харипуре, в штате Западная Бенгалия. Представители центральной и местной власти отложили строительство новых АЭС, пока не будет завершено расследование аварии в Фукусиме. Но в эти проекты Россия пока еще не вложила существенные средства.
России также грозит жесткая конкуренция со стороны других поставщиков атомных реакторов, таких как Areva, Westinghouse и прочих западных производителей. Особенно актуально это сейчас, когда ГЯП дала согласие на закупку Индией иностранного атомного оборудования и топлива, несмотря на настойчивые отказы Нью-Дели присоединиться к ДНЯО. В связи с этим российское правительство попыталось взять верх над коммерческими конкурентами, предложив Индии более щедрые условия по сравнению с западными претендентами. Например, если Соединенные Штаты обременяют поставки атомного оборудования в Индию многочисленными и весьма жесткими условиями, такими как обязательное для исполнения требование о возврате Индией США всех ядерных материалов и оборудования в случае возобновления ею испытаний ядерного оружия, или более неформальное требование к Индии свернуть связи с Ираном, то Россия такие предварительные условия не выдвигает и обязуется бесперебойно поставлять топливо для всех тех реакторов, которые купит у нее Нью-Дели. Более того, последним соглашением о сотрудничестве в области гражданской энергетики между Россией и Индией предусмотрены совместные научные исследования и разработки атомных отраслей двух стран. А это подразумевает щедрые поставки техники и технологий, благодаря которым может существенно приблизиться то время, когда индийские компании смогут самостоятельно создавать современные атомные реакторы.
При все при том индийский закон о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб имеет для России точно такие же негативные последствия, как и для других потенциальных поставщиков реакторов в Индию. Согласно этому закону, поставщики несут ответственность за аварии, в то время как подписанная 80 странами Конвенция МАГАТЭ о дополнительной компенсации устанавилвает ответственность операторов лишь за некоторые аварии, освобождая от ответственности за остальные. Два почти полностью построенных реактора в Куданкуламе освобождены от действия этого нового закона об ответственности, поскольку контракт на их строительство датируется 1998 годов. Но на все будущие контракты на строительство АЭС этот закон распространяется. Российское руководство вместе с правительствами других стран призывает Индию ослабить жесткие нормы этого закона о ядерной ответственности. Но и здесь у России есть преимущество над западными конкурентами, поскольку ее реакторы строят государственные компании, пользующиеся финансовой поддержкой российского правительства.
Предварительные подсчеты голосов и экзит-полы говорят о том, что партия Путина и Медведева «Единая Россия» утратила значительную часть поддержки электората и может не набрать 50 процентов голосов. Но хотя будущее российской внутренней политики кажется немного туманным, растущая важность Индии для России становится все более очевидной.