Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
Партия Владимира Путина «Единая Россия» побеждает на парламентских выборах. Если переиначить название партии, то единая Россия не такая уж и единая. 77 мандатов потеряли по сравнению с предыдущими выборами.
У нас в гостях Михал Кацевич, журнал Newsweek. Путин выиграл или проиграл? И спрашиваю я не о формальных результатах выборов.
МИХАЛ КАЦЕВИЧ, обозреватель журнала Newsweek: Я думаю, что, скорее, выиграл. Он остается и дальше у власти. Потеря мест в Госдуме существенна, но она вписывается в тенденцию. «Единая Россия» теряла популярность, и если бы ей «нарисовали» большую победу в выборах, то это могло бы вызвать куда большее недовольство в обществе.
А сможет ли, как вы говорите, разрешенная псевдооппозиция, которая забрала эти 77 мандатов, поднять голову выше, чем ей позволяет Кремль?
МИХАЛ КАЦЕВИЧ: Скорее всего, нет. Это оппозиция, которая играет роль сопротивления в условиях очевидности. И когда Кремль не желает выглядеть радикальным - а эта оппозиция радикальна в вопросах внешней политики, она намного резче критикует Запад, чем Кремль,- тогда ее используют. Вероятнее всего, эта оппозиция не выйдет за пределы безопасного для Кремля поведения.
В таком случае спрошу о подлинной оппозиции, которая существует. Она сильна в Интернете. И сейчас все больше набирает силу. Это оппозиция в умах россиян, но громко о себе она не заявляет. Они на выборы не идут. Как вот эти результаты голосования могут повлиять на молчащую часть общества, большую и все увеличивающуюся?
МИХАЛ КАЦЕВИЧ: Я думаю, что никак не повлияют, потому что «молчащие» настроены против действующей власти, но пока их недовольство не оформилось в активную позицию. Вспышки активного недовольства, бунты в России точечные. Они случаются в конкретном регионе из-за протеста против конкретных действий власти в сфере дорожного движения, налогов, социальных вопросов. Нет еще политической силы, внепарламентской, уличной, способной собрать вокруг себя и сфокусировать этот русский бунт.
Внепарламентская оппозиция, которая выступает на Триумфальной площади в Москве, пока слишком разобщена, не представительна. Там слишком много частных амбиций лидеров. Каждый тянет в свою сторону. Нет ясного направления. Говорят, что хотят участвовать в большой политике, но, с другой стороны, не идут на выборы. Им, конечно, не дают баллотироваться на выборах, но они только словами и ограничиваются.
Должна ли появиться личность, которая поведет за собой, должна ли вспыхнуть искра, как в Северной Африке. Там не было предводителя, там были только идеи.
МИХАЛ КАЦЕВИЧ: Да, должно такое произойти, но для этого в стране должны хуже обстоять дела с экономикой. Средний класс, который сейчас находится в зародыше, совсем не хочет бунтовать. В Интернете появляются какие-то высмеивающие власть ролики, сатира на Владимира Путина, но это все ничего не означает. На деле поколение молодых россиян аполитично. Оно не хочет заниматься политикой ни в каком виде. Оно сыто политикой по горло.
Перевод выполнен ИноТВ.