Результаты парламентских выборов в России определяются не в Москве, а в таких провинциальных городах как Калуга, где активно развивается автомобильная промышленность. Однако и здесь кремлевская партия теряет своих приверженцев.
Девушки и юноши в пестрых фольклорных одеждах плавно водят хоровод – на сцене Калужской филармонии они поют о радуге над городом, о звездопаде, о предрассветных сумерках в березовом лесу. Затем появляются два ведущих. Они задают вопрос: «В нашем городе есть не только новые инвесторы, но также политическое и экономическое развитие, и в чем это убеждает каждого из нас?» На некоторое время заданный вопрос напряженно повисает в воздухе. Напряжение нарастает, и тут ведущие отвечают уже дуэтом: «В том, что Калуга – лучший город в мире». В ответ на это из зала раздаются жидкие аплодисменты.
Еще по теме: Наблюдателям не рады на выборах в России
В седьмом ряду справа в окружении чиновников в темных костюмах сидит тот, кто уже заранее знал ответ – Анатолий Артамонов, который вот уже в течение 11 лет является губернатором Калужской области. Он не такой крутой как Путин, и в нем есть нечто кроткое, юношеское, несмотря на 59 лет, – так бы мог выглядеть Дмитрий Медведев в 15 лет. Для своей партии «Единая Россия» Артамонов является своего рода Людвигом Эрхардом (Ludwig Erhard) из Калуги. Также его воспринимают и в федеральном правительстве: пару недель назад посол Германии вручил ему наградной крест «За заслуги» со звездой.
Нужно перенестись на пару лет назад, чтобы понять, что произошло в этом регионе, расположенном к югу от Москвы примерно в двух часах езды на автомобиле. По размеру Калужская область немного уступает федеральной земле Баден-Вюртемберг, однако ее население составляет всего миллион человек. В Калуге, в столице региона, до 1991 года производились турбины, моторы и электроника для советских ракет и самолетов. После развала Советского Союза осталась только глубокая дыра – заказы оборонной промышленности прекратились, люди обеднели, городу не хватало денег на содержание детских садов, школ и дорог.
Возрождение началось 29 мая 2006 года, когда концерн Volkswagen принял решение построить недалеко от города свой завод. Инвестиции составили полмиллиарда евро, а количество созданных рабочих мест равнялось 3000. Примеру немецкого концерна вскоре последовали компании Samsung, Volvo, Peugeot и Berlin-Chemie, а совсем недавно фирма Continental заложила камень в фундамент будущего завода, на котором будут производиться 4 миллиона автомобильных покрышек в год. Калужская область привлекает иностранных инвесторов своими налоговыми льготами, а также готовой инфраструктурой.
Еще по теме: Неприятная реальность для Путина
И это приносит свои плоды. Бюджет города в последние годы увеличился в пять раз, рабочие на заводах получают около 600 евро – это в два раза больше, чем они зарабатывали пять лет назад. Калуга стала моделью экономического подъема. Где как не здесь партия «Единая Россия», которая вот уже в течение целого десятилетия поддерживает курс бывшего и, весьма вероятно, будущего президента Владимира Путина, должна была бы достичь на парламентских выборах в воскресенье грандиозного успеха?
Если присмотреться, то становится ясно, что эти надежды не сбудутся
По мере роста своего благосостояния россияне отказываются принимать патерналистскую модель, предлагаемую им Путиным и партией «Единая Россия». То, что в богатой Москве имело место пять лет назад, происходит теперь в регионах – создается уверенный в себе средний класс.
Блогер Алексей Навальный с помощью своей антикоррупционной кампании стал героем этого класса. Он переименовал «Единую Россию» в «партию жуликов и воров». Он также разработал стратегию, которая распространяется теперь как лесной пожар – пойти на выборы, но голосовать за любую другую партию, кроме «Единой России». Так как партия власти может одержать победу в том случае, если оппозиционно настроенные избиратели предпочтут остаться дома. В местных выборах в Калуге прошлой осенью приняли участие всего 16% избирателей.
Читайте еще: За Путина не голосую!
«Г-н президент, партия жуликов и воров нам не нравится. С вами у нас не будет никакого будущего», - говорит женский голос, когда начинает звенеть сотовый телефон блогера Александра Васильева. На нем шерстяной свитер и джинсы, и этот 43-летний мужчины сидит в заведении «Паб 102», расположенном в центре города. Васильев в 90-е годы принимал участие в программе для молодых журналистов, проводимой Свободным университетом города Берлина. «Когда я вернулся домой и стал рассказывать директору местного канала о средствах массовой информации как о четвертой власти, он мне сказал: «Забудь это». Васильев перешел на работу в частную телерадиокомпанию «Ника», где было больше свободы. Однако в 2001 ее приобрела местная артамоновская администрация. Когда цензура взяла власть в свои руки, Васильев выбросил полотенце. «Администрация давала нам указания, о чем мы должны были говорить и о чем молчать», - рассказывает он.
Еще по теме: Навального попросили пойти в президенты
После этого Васильев вынужден работать программистом, но он не сдается. Вот уже в течение двух лет он документирует в своем блоге злоупотребления системы, при которой губернатор, мэр города, министры и депутаты являются членами одной партии. «Единая Россия» приписывает себе благие дела, к которым она, по сути, не имеет никакого отношения. Неделю назад Артамонов с большой помпой открыл университетский бассейн, и красовался он на фоне плаката партийного проекта под названием «500 бассейнов». Васильев провел расследование относительно того, какие за этим скрываются сделки. Выяснилось, что администрация дала указание городским коммунальным предприятиям перевести на счет местного университета 26 миллионов рублей, то есть приблизительно 600 000 евро. «Откуда у коммунальных предприятий, поставляющих нам тепло для отопления, образовались вдруг лишние 600 000 евро?» Ответ на этот вопрос не смогла дать Васильеву и Счетная палата.
Он выглядит довольно утомленным. Именно от таких дел устаешь, поскольку они требуют больших усилий, а в конце не удается никого привлечь к ответу. В этом состоит трагедия существующей системы, в которой и бесчисленные расследования независимой «Новой газеты» о деятельности коррумпированных чиновников и политиков проходят как новогодний салют, не оставляя никаких следов.
Телеканал «Ника» в последнее время стал рупором губернатора, и передаваемые материалы даже члены его собственной партии, прикрыв рот рукой, называют «лизоблюдством». В новостях все время одна и та же радостная картина – губернатор открывает спортивные залы, повышает на 40% заработную плату учителям, а также предупреждает протестных избирателей о негативных последствиях «непродуманного выбора». Представители оппозиции на экране не появляются, и только во время предвыборной кампании они, согласно существующему закону, имеют возможность в течение получаса в день ознакомить зрителей со своей позицией.
Путинская вертикаль власти без дела не остается – она наказывает тех, кто не следует указанным курсом
В Обнинске, где сильны оппозиционные настроения, Артамонов часто переходит на угрозы. «Победившая партия скажет: вам не нравится наша партия, а нравится другая. Ну в таком случае и ждите, когда она победит и будет тогда с вашей помощью решать ваши проблемы», - рассказывает журналист. Вот пример путинской вертикали в действии – тот, кто не идет указанным курсом, будет наказан. Но Артамонов пытается защитить в том числе самого себя, так как и его голова может покатиться, если «Единая Россия» провалится на его суверенной территории. Он возглавляет региональный список партии, а вторым в нем числится Юрий Волков – представитель спецслужб из Санкт-Петербурга и протеже Путина.
Прогнозов относительно результатов выборов в Калуге не было. В соответствии с последними всероссийскими опросами, у «Единой России» чуть больше 50% голосов. В 2007 году за эту партию проголосовали 64,3% избирателей. Со своим большинством в две трети голосов ей, несомненно, приходится расстаться, но потеряет ли она еще больше? Это было бы поражением, однако путинская вертикаль власти от этого не разрушится, а только расшатается.
Смотрите по теме: Голосование за "Единую Россию" в регионах страны
В борьбе за голоса избирателей «Единая Россия» применяет методы, которые больше напоминают систему социальных вечеринок, разработанную компанией Tupperware. Каждый ее участник предоставляет паспортные данные и телефонные номера по меньшей мере десяти знакомых или родственников, и он гарантирует, что они придут на выборы. Всех внесенных в список обзванивают по телефону, и представитель партийного комитета приветливым голосом спрашивает каждого из них: «Вы пойдете на выборы?» После этого следует, естественно, еще один вопрос: «А за кого вы будете голосовать?»
Партия «Единая Россия» проявляет беспокойство, и растущее напряжения чувствует также Федор Боринских, который в своем избирательном округе ведет агитацию в поддержку партии власти. Этот 43-летний депутат местной Думы - в костюме и при галстуке – сидит в своем кафе в центре Калуги. Десять лет назад он открыл первое «европейское» кафе в городе под названием «Кофейня». У него есть также акции радиостанции. Кроме того, он владеет недвижимостью и является директором кинотеатра. Он реализовал в Калуге свою «американскую мечту». Поэтому ему не понятны настроения граждан. «Люди переоценивают наши возможности, - говорит Боринских, проводя рукой по своим светлым волосам. – Вот умирает кошка, и кто в этом виноват? «Единая Россия!» При этом администрация области строит дороги, тротуары, создает рабочие места – «мы даем людям стабильность, но никто не говорит нами «спасибо».
При этом сама «Единая Россия» порождает надежды и дает обещания, которые она не способна выполнить. «У людей такое чувство, что тот горизонт, который им показывают, остается для них недостижимым», - считает Константин Иванов – главный редактор единственной более менее независимой газеты «Калужский перекресток». Люди видят обветшалые панельные дома, в которых они живут, ямы на недавно построенных дорогах и встречаются с коррумпированными чиновниками, когда нужно получить от властей разрешение на строительство. Губернатор расхваливает предприятия высоких технологий, но на самом деле люди здесь занимаются отверточной сборкой поставляемых из Европы деталей. Они также видят, что оборонные предприятия напрасно ждут больших заказов, давно обещанных Путиным.