Опасения по поводу того, нанесет ли Израиль удар по Ирану или не нанесет, могут быть преувеличенными, но в любом случае в регионе наблюдается эскалация скрытой холодной войны между Тегераном и его врагами. И она несет с собой растущий риск конфликта.
Спекуляции о том, что Израиль может нанести удар по иранским ядерным объектам, активно циркулируют в последние недели в израильских СМИ и на нефтяных рынках, при этом высказывается озабоченность тем, что Тегеран может ответить опустошительными атаками, которые повлияют на поставки нефти из региона Персидского залива.
Читайте по теме: Глава МИД Ирана сожалеет о штурме британского посольства
Но в этих спорах, как говорят эксперты, отсутствуют значительные части более общей картины. Все более изолирующийся Иран вызывает тревогу не только у Израиля и Запада, но и у соседей по Персидскому заливу, особенно у своего давнего врага Саудовской Аравии, и они уже наносят ответный удар - а конфронтация выходит далеко за рамки простого ужесточения санкций. От опосредованных войн в Ираке и Сирии до атак при помощи компьютерных вирусов и необъяснимых взрывов в Иране, а также обвинений в заговоре с целью убийства посла в Вашингтоне - конфронтация, некогда остававшаяся за кулисами, приобретает все более открытый вид.
Захват здания британского посольства в Тегеране на прошлой неделе - и ответное в стиле «око за око» закрытие иранского посольства в Лондоне - были лишь последними признаками того, что ограниченный диалог начинает рассыпаться. Аналитики видят в этой тенденции опасность.
«В ситуации с Ираном получается, что у вас есть правительство, которое становится все более изолированным и действует все более непредсказуемым образом», - говорит директор ближневосточной программы в Центре стратегических и национальных исследований (Center for Strategic and National Studies) в Вашингтоне Джон Альтерман (Jon Alterman).
«Определенно есть риск, что страна решится атаковать Иран. Но также есть и риск того, что произойдет что-то, что спровоцирует… войну, которую никто не планировал и никто не хочет», - отмечает Альтерман. В условиях, когда кризис еврозоны далек от завершения, а мировой спрос уже страдает, подобные действия и последующий рост цен на нефть могут оказаться катастрофическими для глобальной экономики.
Читайте еще: Иран на тропе войны
Конфронтация, конечно, далеко не нова. Тегеран давно использовал группировки боевиков, такие как ливанская «Хезболла» и ХАМАС на палестинских территориях, для формирования региональной политики и удара по врагам, в частности, по Израилю.
США и Великобритания давно обвиняли Иран в использовании шиитского мусульманского ополчения в Ираке для убийств солдат западной коалиции и навязывания стране иранской повестки дня.
Управляемые мусульманами-суннитами государства Персидского залива, в особенности Саудовская Аравия и Бахрейн, заявляют, что Иран провоцирует беспорядки в их шиитских общинах, хотя многие западные аналитики уверены, что обвинять Иран в протестах в этом году в этих странах - это преувеличение, или по крайней мере чрезмерное упрощение.
Многие подобные примеры конфронтации в регионе, кажется, демонстрируют быструю эскалацию - в результате Вашингтону и его союзникам становится сложно их контролировать.
Опосредованные войны
«Власть США и Запада в регионе ослабевает, и это оставляет вакуум - что наиболее заметно в Ираке - и вы можете наблюдать, как основные влиятельные игроки в регионе реагируют на готовность Ирана заполнить этот вакуум», - говорит глава аналитического подразделения в американской частной исследовательской компании Stratfor Рева Бхалла (Reva Bhalla).
Беспорядки в Сирии - стране, которая является редким другом Ирана в арабском мире - создали новое поле боя. С самых первых дней восстания американские официальные лица неоднократно и многозначительно говорили об уверенности в том, что правительство Асада получает поддержку от Тегерана.
Еще по теме: Израиль становится похож на Иран
От Асада после этого быстро отказалась Лига арабских государств, реализовав дипломатические усилия во главе с Саудовской Аравией и другими суннитскими государствами Залива. Аналитики и официальные лица отмечают, что это решение ЛАГ в одинаковой степени может относиться и к попытке сдержать Иран, и к усилиям ради прекращения убийств и нарушений прав человека в самой Сирии.
Саудовская или другая арабская поддержка становящейся все более вооруженной оппозиции в Сирии может способствовать эскалации напряженности дальше, потенциально приведя к религиозной гражданской войне, которая будет длиться годами и перетечет через границу в соседние государства.
В Ираке вывод американских вооруженных сил к концу этого года оставляет больше пространства как для Ирана, так и для суннитских арабских соседей, что позволяет им вмешиваться в события за счет посреднического ополчения. В худшем случае это может разжечь ожесточенную борьбу между суннитами и шиитами, такую же, как та, которая чуть не разорвала страну на части в годы американской оккупации.
«Опосредованная саудовско-иранская война в Ираке представляет собой очень значительную угрозу нефтяным поставкам», - отмечает главный политический аналитик в японском банке Nomura Алистер Ньютон (Alastair Newton).
Еще по теме: Израильские спецслужбы против Нетаньяху и Барака
Борьба за власть
В определенном смысле трения и разногласия с соседями могут быть признаком борьбы за власть внутри самого Ирана, отмечает Ньютон:
«Думаю, градус напряженности между Ираном и другими странами повышается потому, что этот градус повышается и в самом Иране».
Последние события, такие как штурм британского посольства, которым Иран, судя по всему, демонстрировал готовность нарушить международный свод правил, могут быть признаком растущего влияния радикального духовенства и командующих Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Атака на британскую дипломатическую миссию вызвала широкое международное осуждение, и судя по всему, спровоцировала гораздо более жесткие санкции. Это тоже могло усилить позиции сторонников жесткой линии.
Читайте еще: Иран и атомная бомба Израиля
В октябре США обвинили Иран в организации заговора, жертвой которого должен был стать саудовский посол в США. Его должны были взорвать в одном из ресторанов Вашингтона. Существовал ли такой заговор в действительности или нет, и кто бы за ним не стоял, но он обозначил дальнейшее ухудшение отношений.
Подковерные действия
Враги Ирана, судя по всему, используют против него необычные методы, их подозревают в нанесении ударов внутри иранских границ. Израиль и Соединенные Штаты оба ясно дали понять, что они рассматривают тайные операции в качестве разумной альтернативы обычным военным действиям.
В прошлом году компьютерный вирус Stuxnet, который нанес ущерб компьютерам, используемым в промышленном машиностроении, представлял собой, по мнению многих, американо-израильскую атаку, целью которой было вывести из строя иранские центрифуги по обогащению урана.
Несколько иранских ученых-ядерщиков были убиты или пропали без вести, и Иран обвиняет в этом американскую или израильскую разведку.
Два взрыва в прошлом месяце в Иране, в результате которых был убит артиллерийский генерал и еще около десятка офицеров, вызвали слухи о причастности к этому израильских спецслужб.
Иран заявил, что первый взрыв был несчастным случаем, и не дал никаких четких комментариев относительно второго инцидента. Несколько комментаторов и газет предупредили, что подобные действия могут иметь непредсказуемые негативные последствия - возможно, именно они вызвали даже ряд ракетных ударов по Израилю на прошлой неделе - ракеты были выпущены боевиками «Хезболла» из Ливана.
«Столкнувшись с подобными операциями, иранский режим реагирует и будет реагировать и дальше», - гласит передовица в израильской газете Maariv, автором которой стал редактор внешнеполитического отдела на израильском телеканале Channel Ten Наддав Эйял.
Что касается того, действительно ли преднамеренный и обдуманный авиаудар по объектам иранской ядерной программы стал более вероятным в последние месяцы, то мнения экспертов по этому вопросу разделились. Вывод США войск из Ирака дает возможность израильским истребителям пролетать через его воздушное пространство, не запрашивая разрешения США. Но многие считают, что стоимость операции будет слишком высока.
«Проблема в том, что никто не знает, каковы будут среднесрочные последствия, - заявил Альтерман из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). - Подобные действия могут подтолкнуть Иран к разработке ядерной программы с удвоенной энергией».