Уважаемый, Главный редактор,
результаты выборов в России оказались не такими уж заранее предопределенными, как предсказывали многие международные аналитики. Говоря словами Дмитрия Медведева, они доказывают, что «у нас есть демократия». Именно поэтому, мне кажется, назрел момент поразмыслить над тем, как глобальные перемены повлияли на область международных отношений, экономику и культуру. Я считаю ненужным скрывать, что многие из нас оказались неподготовленными к таким грандиозным изменениям. Еще сегодня не все в Европе осознали те огромные перемены, которые совершились в соседних странах. Это в основном объясняется тем, что трудно следить за событиями, если их не переживаешь непосредственно. Отсюда вытекает желание оценивать абсолютно новые явления, используя критерии, применяемые к России еще во времена холодной войны.
Прежде всего, нет понимания того, что за эти годы наша страна сделала огромный шаг вперед на пути построения демократического общества. Сама идея демократии, искаженная в девяностые годы XX века разгулом дикого капитализма в нашей стране, вернулась к своему первоначальному смыслу. Произошли огромные перемены в структуре государственного устройства, в России была возрождена система местного самоуправления. Может быть, в мире нет другого такого государства, в котором за столь короткий период было бы возрождено гражданское общество, которое через консультативные механизмы установило диалог с политическими силами и неправительственными организациями и получило прямой доступ к решению национальных вопросов. Были разработаны новые социальные реформы и реформа образования. Менее чем за 10 лет средняя заработная плата в стране выросла в восемь раз.
Партийная система динамично развивается и укрепляется, и я убежден, что состав парламента после последнего голосования является показателем дальнейшего развития демократической жизни.
В связи с этим иногда странно слышать, как наши коллеги рассуждают о российской политической партии, основанной всего семь лет тому назад и так долго «удерживающей власть», в то время как в Европе некоторые практически неизменные по своему устройству партии остаются у власти десятилетиями. Кроме того, нелишне напомнить, что история современной демократии тесно связана с выдающимися политическими деятелями, а иногда и с целыми семейными династиями, которые в критические моменты жизни собственных стран сыграли решающую роль. Достаточно вспомнить Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер, Франклина Делано Рузвельта и Гельмута Коля. Политическое долголетие, если оно основано на доверии граждан, а политик находится в постоянном развитии, дает возможность реализовать грандиозные проекты в интересах собственных стран.
Нас в России не может не тревожить кризисная ситуация, в которой оказались наши партнеры в Европе и Соединенных Штатах Америки. Благодаря сырьевому богатству мы являемся самодостаточной страной, однако в последние годы мы придавали большое значение модернизации нашей экономики. Удастся ли нам самим реализовать эти амбициозные проекты? Возможно, удастся, но, в конце концов, это может сказаться на благосостоянии российских граждан.
Поэтому мы делаем другой принципиальный выбор: благоприятствовать тесному и плодотворному сотрудничеству с другими странами для взаимного обогащения не только экономического, но также этического и политического. Мы готовы работать в тесном контакте с нашими партнерами по G8 e G20, чтобы с успехом преодолеть период кризиса. Вместе это будет легче сделать. С этой точки зрения предстоящее членство России во Всемирной торговой организации предоставляет большие выгоды. С одной стороны, наша национальная экономика станет более эффективной и конкурентоспособной, с другой стороны, она широко откроет двери нашим партнерам, тем самым благоприятствуя росту и развитию мировой торговли.
Алексей Мешков - посол Российской Федерации в Италии.