The Associated Press: Горбачев призывает к новому голосованию
Бывший советский лидер заявил, что российские власти должны аннулировать результаты парламентских выборов и провести новые, в то время как недовольство в связи с многочисленными подозрениями в фальсификации на избирательных участках растет. Последние два дня тысячи россиян протестовали в Москве и Санкт-Петербурге, сталкиваясь с тысячами представителей полиции и сил МВД. Сотни протестующих были задержаны в обоих городах. оссийский союз журналистов осудил насилие со стороны полиции и призвал расследовать десятки нападений и арестов журналистов, описав их действия как «попытку заткнуть и запугать общество». Заявления о фальсификации выборов завели оппозицию, протесты которой так давно пресекались или игнорировались прокремлевскими СМИ. В социальной сети Facebook более 12 тысяч человек подписались на странице, призывающей посетить субботний митинг оппозиции, хотя многие из них никогда не участвовали в политических демонстрациях.
Украiнська правда: Некоторые уроки российских выборов
Как видим, в России сейчас существуют параллельно два мира - мир власти и рядом с ним мир «синих ведерок», оппозиционных блоггеров вроде Навального, сообщества в ЖЖ. Т.е., среда нормальных людей с чувством собственного достоинства. Мир тех, кто хочет превратить народ в быдло, в лохов, и тех, кто ими быть не согласен. Какие бы замечательные проценты от выборов до выборов сама себе не выводила власть, гражданское общество, которое рождается в мучениях, определит ей настоящую цену. Эти оба мира обречены жить параллельно, как в концлагерях и гулагах сосуществовали среды узников и надзирателей. Конечно, мир надзирателей извне более привлекателен, и рычагов удержать в покорности и послушании у них довольно. У других за душой ничего, кроме убеждения: «по понятиями» жить нельзя. И нет в мире такой силы, чтобы заставила подчиниться. Так как дуля в кармане перебивает даже туза. Даже - козырного. И вот только государство будет разрушаться неустанно, как домино, до самых основ. А что получается в результате, когда верхи не могут управлять, низы не хотят терпеть, а денег в казне - нуль, мы знаем, уже проходили.
The Guardian: Протесты против Путина в России усиливаются
Активистка природоохранного движения Евгения Чирикова, ставшая оппозиционным лидером, выразила опасение, что Кремль не ограничится случайными арестами и выводом на улицы прокремлевских молодежных группировок, как он делал до сих пор. Она отметила, что правительство недавно повысило денежное довольствие военнослужащим, дабы укрепить их лояльность по отношению к власти. «У Путина есть три выбора: держаться за власть, застрелиться или сесть в тюрьму, - сказала она. – Построенная им система настолько коррумпирована, она совершила так много преступлений, что иного пути нет. И он будет драться за свою власть».
Council On Foreign Relations: Понять неудачу Путина
- Глядя на вебсайты некоторых российских газет (Moscow Times), я был поражен. Целый ряд газет сообщал о коррупции и вбросах бюллетеней. Казалось, что у СМИ нет никаких ограничений и скованности. То же самое и на телевидении, или это только в прессе?
- В 2004 году я написала статью о том, что ограничивать и сковывать все российские СМИ не нужно и неактуально. Будет контролироваться телевидение, а те средства массовой информации, которые проводят независимую редакционную политику, в основном не имеют значения, что касается принятия политических решений, поскольку государство легко может игнорировать то, что они пишут. Тем не менее, свобода выражения сегодня довольно обширна. Особенно в последнее время вы видели всевозможные разоблачения служебных злоупотреблений, а также критический анализ, злые комментарии и политическую сатиру. Эти публикации далеки от лояльности [по отношению к власти], и мы здесь говорим не только о «газетах», так как у каждой газеты есть вебсайт. Сегодня высказывается и радио, и появляющееся интернет-телевидение. Чего не хватает прессе, так это работы по обеспечению подотчетности, когда общество может призвать власть к ответу. Свобода писать, свобода выражать свои взгляды или публиковать свой репертуар не очень ограничивается.
Il Giornale: Путин 12 лет держал удачу за хвост
Что касается потенциальной политической оппозиции, царь Владимир ослабил поводья коммунистам и националистам, но он безжалостно смел на обочину либералов, переживших эпоху Ельцина и более решительно противостоящих его экономической политике. Если эти тенденции продолжатся, в ближайшие шесть (или двенадцать) лет политическая инволюция может завершиться, что негативно скажется на соблюдении прав человека. Но с точки зрения многих наблюдателей, хоть и критикующих Путина, он все-таки имеет оправдание: возможно, автократия до сих пор является единственной системой, которая в состоянии удержать от распада такую сложную страну как Россия, которая демократии западного типа никогда не знала.
Russia Watchers - Выборы: общий опыт недовольства
Последняя мысль касается усилий российской наблюдательной организации ГОЛОС. Вы, возможно, читали об абсурдных контробвинениях в СМИ и о том, что наблюдателей не пускали на избирательные участки. Однако, настоящим достижением организации стал сайт, на котором люди делились информацией об использовании административного ресурса в ходе предвыборной кампании. Собрав впечатления и мнения людей со всей страны, ГОЛОС внес значительный вклад в общий опыт, в коллективное осознание того, что люди желают большей политической конкуренции и ЦИКа, который может действовать более независимо от партии власти. Таков голос интернет-поколения. Они не хотят революции. Все, чего они хотят, это быть услышанными. Теперь они знают, что не одиноки. Проведя девять дней в России, и побывав за пределами больших городов, я уверен в одном: возвращение Путина в президенты станет аномалией в эволюционирующей России, а не приметой России стагнирующей.
Rzeczpospolita: Так дальше жить нельзя
«Двадцать лет назад был август 91-го (путч Янаева), - пишет в Facebook один из участников протестов. - Тогда на улицы вышли наши родители, тогдашние они – это мы». Не стоит забывать, что возмущения имеют пока локальный характер, они ограничиваются метрополией и молодежью из интеллигенции. Протесты могут заразить всю страну или, что более правдоподобно, будут подавлены. Но даже если протесты угаснут, режим станет слабеть в ускоренном темпе, потому что даже неудавшиеся бунты ускоряют смену общественного сознания. Не должно ли то, что происходит сейчас в Москве, заставить задуматься всех тех, кто считает, будто у России нет ничего общего с Западом, и она никогда не сможет стать его частью?
Deutsche Welle: Начало конца «управляемой демократии» в России
Оправдывавшие себя до сих пор средства управления общественным мнением все менее эффективны. Кремль постепенно теряет контроль над политическим развитием. Самый интригующий сейчас вопрос: сохранят ли привычные инструменты свое влияние до решающих выборов 4 марта 2012 года, в результате которых Путин хочет снова занять президентское кресло? Или же ему придется прибегнуть к репрессиям, чтобы обеспечить себе большинство голосов? Но именно репрессии лишили бы Путина в глазах многих россиян легитимности - а это не самая лучшая предпосылка для того, чтобы править страной еще шесть или даже 12 лет.
Publico.es: Идут русский, американка и… подлог
Давайте немного проанализируем ситуацию. В случае фальсификации количества поданных голосов, наиболее пострадать должна была бы КПРФ, однако выступают не коммунисты, а те, кто это делает всегда, например, общество «Мемориал», живущее, как всем хорошо известно, на подачки от США, и партии столь мелкие, что за них никто даже не голосует.
Можно ли им верить? Да, ровно настолько, насколько можно верить Клинтон, помалкивающей по поводу смещения демократически избранных правительств (а по сути дела, государственных переворотов) в Италии и Греции. В этих странах ставят у власти правителей, которых народ не избирал демократическим путем.
Die Welt: Россия - что теперь?
Французский социолог и государственный деятель Алексис де Токвиль написал в 19-ом веке известную книгу о старом порядке (ancient regime) и революции. В ней он отмечает, что режим тогда находится в самом опасном положении, когда он, подобно закосневшему королю Франции Людовику XVI, пытается сам себя реформировать. Этот описанный Токвилем период России еще предстоит пережить. Никто не осознает это лучше, чем сам Путин. Возможно, он отодвинул Медведева в сторону не только из жажды власти, а еще потому, что он не доверяет совершить этому более молодому и более дружелюбному человеку неизбежный акт балансирования между авторитаризмом и свободой. Выборы показывают, что партия власти – в определенной мере – может проиграть без того, чтобы обрушился небосвод. Однако полученный на выборах мандат дает Путину и будущему правительству лишь право на то, чтобы иметь базис, который будет функционировать, пока Кремль этого желает. В любом случае нынешнее статус-кво слишком слабое, слишком хрупкое, слишком противоречивое для того, чтобы предложить решения тех проблем, которые существуют в России спустя два десятилетия после развала Советского Союза.
Bloomberg: От путинского проекта к суверенной России
Так как же Россия может отбросить проект Путина и снова стать нацией? Этот вопрос встает во главу угла сегодня, когда россияне готовятся к выборам президента, которые состоятся в марте. Путин хочет сохранить власть в своих руках, но у многих россиян, похоже, есть иные мысли на сей счет. Впервые за многие годы общенациональные и общегосударственные вопросы привлекают к себе внимание людей. Некоторые представители российского населения вспомнили, что они тоже граждане. Национальное пробуждение России находится на самом раннем этапе. Пока это просто чувство недовольства, которое пусть слабо, но объединяет разные группы протестующих. Понадобится много времени и мудрости, чтобы вернуть на правильный путь незавершенный проект строительства процветающей и уважающей закон России.