Москва - «Единая Россия», так называемая партия власти, после воскресных парламентских выборов стала менее «властной». Потери голосов в сравнении с выборами четырехлетней давности, когда за нее проголосовали 64,3% избирателей, составили в общей сложности примерно 15%. В переводе на мандаты это означает, что большинство в две трети мест в Думе сократилось и составляет теперь 12 мандатов. Разумеется, при таком раскладе можно продолжать править, однако российские наблюдатели едины в том, что по важнейшим вопросам придется искать компромисс с другими партиями – с коммунистами, с умеренными левыми из «Справедливой России» и с националистами, называющими себя либеральными демократами. Поэтому, вероятно, будет сложнее просто не замечать – как это было раньше – законодательные предложения этих трех партий. Конечно, ставшие более сильными оппозиционные партии потребуют также предоставления им влиятельных постов в парламенте. И даже политический приграничный переход депутатов правящей партии в направлении оппозиционных партий не будет исключен в будущем. При этом депутаты формально не будут обязаны объяснять причины перехода из одной фракции в другую.
Самыми желаемыми сферами оказания влияния для оппозиции будут, несомненно, бюджетная политика, а также использование государственных средств из специальных фондов. Поэтому в будущем премьер-министр Путин, судя по всему, не сможет, как это было в прошедшие три года, разъезжать по стране как аварийный монтер (troubleshooter) и раздавать деньги. Помимо того, что лишенное концепции и плана предоставление государственных средств находящимся в сложном положении отраслям и предприятиям и так уже осуждается критиками и определяется ими как «ручное управление», полученные на выборах партией власти результаты показывают, что эта практика путинской партии желаемого результата при голосовании не приносит. В регионах, где есть предприятия тяжелой промышленности – например, в Свердловской области на Урале, в сибирских городах Омске и Томске, в Кировской и Липецкой областях в европейской части России, в Самарской области с ее проблемной автомобильной индустрией в Тольятти, а также в Хабаровской и Амурской областях на Дальнем Востоке, где расположены оборонные предприятия, - «Единая Россия» потеряла значительно больше голосов, чем в среднем по России, - в некоторых местах до 30%. Это откат назад, который можно уже было наблюдать на региональных выборах два года назад, совпадает с продвижением вперед Коммунистической партии и ростом ее популярности среди избирателей. Голосование россиян в этих регионах во многом способствовало тому, что количество поданных голосов за коммунистов в целом почти удвоилось. К этому следует добавить победу коммунистов на выборах в таких крупных городах как Рязань, Екатеринбург, Воронеж, Новосибирск и Владивосток.
«Товарищ тренд», направленный против «Единой России» и оказавший помощь «Справедливой России», а также националистам, доделал оставшуюся часть работы. Выше среднего потери – 21 процентный пункт в сравнении с состоявшимися четыре года назад выборами - «Единая Россия» понесла в эксклаве Кенигсберг (Калининград). Там не только промышленность и сельское хозяйство находятся в упадке, но и население заперто в своем регионе, а Москва не уделяет ему должного внимания. Огромные потери голосов в Мурманской области, в важном военном регионе, заставляют сомневаться в справедливости утверждения министра обороны Анатолия Сердюкова о том, что военнослужащие, так сказать, стройными рядами пошли на выборы, и 80% из них проголосовали за «Единую Россию».
Такие национальные республики как Татарстан или Башкортостан отдали единороссам соответственно 78% и 70% голосов и сохранили в целом верность правящей партии. Отстранение от власти испытанных бойцов вроде Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова, которые, будучи руководителями своих республик, надежно поставляли голоса путинской партии, привело лишь к относительно небольшому снижению ее популярности. Незначительные потери голосов партии власти были отмечены и в мусульманской части Северного Кавказа, хотя они также были выше среднего уровня. В Ингушетии на этот раз «только» 91% избирателей проголосовали за единороссов, в Кабардино-Балкарии – «всего лишь» 82%, в Карачаево-Черкесии – «только» 90%. Зато «Единая Россия» прибавила 2% в Дагестане, где ее поддержка составила 91%. В Чечне, как и четыре года назад, 99% избирателей проголосовали за единороссов. Этот результат обусловлен, несомненно, диктаторским правлением, а также фальсификациями. Но не исключено, что здесь свою роль сыграла и крупица благодарности, так как Москва практически полностью формирует бюджеты в этом поясе бедности, и по крайней мере небольшая часть этих средств доходит до самих избирателей.