3 июня 2010 года трое россиян, два европейца и китаец заперлись в бункере, находящемся в Москве. Там они спали лицом вниз, принимали душ раз в десять дней, одели на себя костюмы космонавтов, одним словом, провели более ста экспериментов. Многочисленная группа ученых наблюдала за их пульсом, работой мозга, за их конфликтами и тем, как они переносят одиночество.
Через полтора года они вышли из своего заточения улыбающимися, доказав тем самым, что человек может выдержать лишения и изоляцию при полете на Марс.
“Когда я вышел, то чувствовал себя инопланетянином, которого привезли на Землю», заявил вчера в Мадриде итальянец колумбийского происхождения Диего Урбина (Diego Urbina), один из шести участников эксперимента «Марс 500», прозванной «Большой марсианский брат» и завершившейся 4 ноября. Он и его коллега Роман Шарль (Romain Charles), отобранные Европейским космическим агентством (ESA) среди 3 500 кандидатов, посетили Испанию, чтобы рассказать об имитации пилотируемого полета на Марс, который иногда начинал им казаться как будто происходящим в действительности. «Я знал, что нахожусь в отсеке, расположенном в 20 метрах от людей, следивших за экспериментом, но при этом чувствовал себя так, как будто нахожусь за сотник километров оттуда», сказал Шарль, 32-летний французский инженер. Он и пять его товарищей провели 520 дней в изоляции в московском Институте биомедицинских проблем, где изучалось воздействие невесомости на здоровье космонавтов в рамках нового совместного эксперимента с ESA.
Установка представляет собой «тубу» в 180 квадратных метров, как ее определили вчера Урбина, с медпунктом, столовой, комнатами и куполом, наполненным песком и камнями. В этой комнате имитировался спуск на марсианскую поверхность, включая возможность возникновения внештатных ситуаций. «Костюмы весят 30 килограммов, и когда падаешь, то кажется, что ты лезешь в холодильник, и кто-то неожиданно тебя толкает», пояснил Урбина.
Большая часть экспериментов была нацелена на проверку физической и психологической выносливости, на то, чтобы выяснить, что будут испытывать тело и мозг будущих космонавтов, которые полетят на Марс через 20-30 лет, говорит Урбина. Научные результаты будут опубликованы в апреле 2012 года, хотя предварительные данные уже выглядят потрясающе, говорят руководители программы.
«По мере проведения эксперимента я ожидал возникновения конфликтов», завила в интервью Público Елена Фейхтингер (Elena Feichtinger), руководитель проекта со стороны ESA. В ходе предыдущего эксперимента, длившегося 105 дней, они возникали, и на этот раз я думала, что будет еще хуже, сказала Фейхтингер. Как ни странно, серьезных трений не возникло, что указывает на хороший подбор кандидатов. «Если бы это было реалити-шоу, то у нас не было бы зрителей», подвел итог Урбина.
Подбор кандидатов вызвал ряд вопросов в связи с тем, что среди них не было женщин. Сотрудники ESA указывают, что женщины подали гораздо меньше заявок, чем мужчины, хотя никакого запрета на их участие не было. «С российской стороны одним из дублеров была женщина, но ее не взяли, потому что со стороны ESA женщины-кандидата не было, а брать одну женщину для участия в эксперименте не допускалось», пояснила Фейхтингер. Почему? Могли бы возникнуть проблемы сексуального порядка, отметила она.
Отвечая на вопросы журналистов по поводу столь длительного воздержания, Урбина и Шарль не стали придавать ему большого значения. «Это трудно, но возможно», сказал Урбина. «Через это прошли путешественники прошлого, через это прошли мы и пройдут и другие люди в будущем», подчеркнул он.
«Жаль, что это длилось всего лишь четыре месяца»
Роман Шарль, французский инженер, участник научного эксперимента «Марс 500».
- Время течет более медленно, когда находишься взаперти?
- Когда я думаю об этих 520 сутках, то умом понимаю, что провел в этих отсеках полтора года, но при этом чувствую, что они прошли как три-четыре месяца. Когда ты находишься внутри, то стараешься жить день за днем.
- Вы думаете, что полетите в космос?
- Перед тем, как согласиться на участие в эксперименте, я спросил: «Если все пойдет нормально, смогу ли я стать космонавтом?». Ответ был однозначно отрицательным. Мне придется ждать следующего отбора, который состоится лет через десять, и я не уверен, буду ли я еще к тому времени в форме. Думаю, что не смогу. Мне 32 года, а после 40 уже не берут.
- Высказываются мысли о строительстве поселений на Луне и Марсе. Как Вы считаете, сколько времени человек может продержаться в подобных ситуациях?
- Достаточно долго. Главное – это иметь возможность вернуться тогда, когда ты этого захочешь.
Поездка в один конец будет чрезвычайно тяжелой с психологической точки зрения. Когда вы находитесь вдали от своей семьи, лишь понимание, что вы увидите снова родных, позволяет вам двигаться дальше. Если у вас нет этой надежды, груз становится слишком тяжелым.
«Мы не вовремя родились»
Диего Урбина, итальянский инженер колумбийского происхождения, участник научного эксперимента «Марс 500».
- Были ли у Вас какие-то мистические моменты в ходе эксперимента?
- При полетах на Луну, прежде всего, космонавтов побуждает к размышлениям вид Земли с огромной высоты. Мы этого не видели. Во время эксперимента ты скорее наблюдаешь за собственными психическими процессами. Анализируешь свою роль и чувствуешь себя мельчайшей песчинкой, понимая, что мир продолжает жить и развиваться и без тебя, как будто тебя и не было вовсе. С философской точки зрения ты обретаешь огромный опыт, хотя это и не встреча с Богом.
- Возможно ли провести эксперимент «Марс 500» с участием шести женщин?
- Вполне возможно, если подобрать соответствующих женщин. На участие в этот эксперимент мужчины подали гораздо больше заявок, чем женщины. Некоторые психологи все еще сомневаются, сможет ли нормально работать смешанный экипаж. Наверняка это привнесет определенную сложность, но при должном подборе, как мне представляется, он сможет работать.
- И как Вы себя ощущаете, зная наверняка, что не полетите на Марс?
- Мы поняли, что родились не вовремя. Лучше было бы родиться на несколько лет позже. Но все же мы считаем это важным шагом и ощущаем себя звеном той цепи, которая приведет к полету на Марс.
Комментарии читателей:
#1
Ivsanval 08-12-2011 12:06
«Трое русских, два европейца и китаец»?
И с каких это пор Россия не входит в Европу?
#5
Pablo Zaragoza 09-12-2011 01:44
Должен признаться, что я достаточно скептически отношусь к этому эксперименту. Не думаю, что это была настоящая имитация полета на Марс прежде всего по двум причинам:
1) Они знали, что находятся на Земле, и в случае возникновения угрозы их жизни, могли прервать участи в эксперименте. Так что ощущения безысходности, которое возникает, когда находишься за миллионы километров от Земли, отсутствовало.
2) Они не находились в состоянии невесомости, которая, как известно, изматывает физически и психологически.