В горах Алтая, где сталкиваются между собой границы России и Китая, Монголии и Казахстана, расположено плато Укок. Это сказочное место: луга, болота, реки – насколько глаз хватает, и защищены они кольцом снежных вершин. Здесь нет даже кустарника, зато есть каменные изваяния и круглые погребения далеких времен. Лишь немногим удается увидеть эту красоту. К их числу относятся конные патрули российских пограничников, контрабандисты и археологи. Кроме того, сюда ежегодно приезжает небольшое число туристов.
Однако, начиная с лета нынешнего года, спокойствие в Укоке потревожено. Государственный концерн «Газпром» собирается построить газопровод к границе с Китаем, который будет проходить через природный заповедник. Для этого концерн уже провел пробное бурение, а также отметил флажками маршрут, проходящий на высоте 2700 метров через перевал Канас на границе с Китаем.
Предупредительный сигнал европейцам
Общественности мало известно об этом проекте, и Газпром это вполне устраивает. Как раз недавно российский концерн ввел в эксплуатацию трубопровод «Северный поток», соединивший Россию с Германией. При его прокладке по дну Балтийского моря очень много внимания уделялось вопросам охраны окружающей среды – в конечном счете, европейцы в этом вопросе очень скрупулезны. Вблизи китайской границы вопросы экологии учитываются в меньшей степени, и поэтому ветку газопровода планируется проложить через район, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного культурного и природного наследия.
«Трасса трубопровода практически разделит долину на две части», - предупреждает Михаил Крейндлин из организации Greenpeace. Будут изменены русла рек, что нарушит среду обитания таких редких животных, как снежный барс и бараны аргали. Помимо трубопровода необходимо будет построить еще и дорогу. В этом случае обязательно потребуется проведение государственной экологической экспертизы. Однако пока такого рода исследования нет, и его проведение не заказано, отмечает Алексей Книжников из Всемирного фонда дикой природы (WWF). Эта экологическая организация провела сравнение «Северного потока» и алтайского трубопровода. Она обвиняет концерн «Газпром» в двойной морали.
Идея о том, чтобы проложить трубопровод именно через высокогорное плато, появилась пять лет назад во время визита тогдашнего президента Владимира Путина в Пекин. Газпром и китайский концерн CNPC подписали тогда соглашение о поставках природного газа по двум маршрутам с 2011 года. По западной нитке предполагается поставлять 30 миллиардов кубометров природного газа в год с месторождений, которые до сих пор были связаны только с Европой. «Внимание! Мы можем поставлять газ не вам, а в Китай», - таков был сигнал из Москвы, вызвавший у некоторых людей в Европе испуг.
Однако на сегодняшний день существует только один маршрут для поставок западносибирского газа в Китай без пересечения границ других государств. Россия непременно хочет обойти транзитные страны, в противном случае можно было бы сэкономить и на строительстве Балтийского трубопровода. Между Монголией и Казахстаном остается всего 50 километров общей китайско-российской границы. Она проходит через плато Укок. Таким образом, Россия приносит мировое наследие в жертву геополитики.
Но пока ничего еще не произошло. Обе стороны еще не смогли договориться о цене поставок природного газа. Когда Путин – сейчас он занимает должность премьер-министра – в октябре вновь находился в Пекине, он заявил, что подготовка договора о поставках природного газа вступила в завершающую фазу. Независимый эксперт по энергетическим вопросам Михаил Крутихин качает головой: «Вы знаете, сколько раз представители российского руководства произносили подобного рода фразы?» Китайцы хотят покупать газ по цене ниже его себестоимости в России, которая составляет 230 долларов за 1000 кубометров. И газ нужен китайцам не на западе страны, а на востоке. Поэтому они пытаются выиграть время. Но почему в таком случае летом уже начались подготовительные работы? «Это блеф, направленный против европейцев», - считает Крутихин. И устраивает его высшее российское руководство. По мнению российского эксперта, в самом концерне после проведенного в 2008 году внутреннего исследования алтайский трубопровод считают нерентабельным.
Однако каким-то абсурдным образом маршрут будущего трубопровода уже обозначен, хотя с китайской стороны потребители пока не запланировали строительство соответствующей нитки, и поэтому проектируемый российский трубопровод заканчивается где-то среди гор. «Самое главное, чтобы это было выгодно братьям Ротенберг, - шутит Крутихин. - Бывшие партнеры Путина по занятиям дзюдо могут получить прибыль от строительства алтайского трубопровода».
Алексей Книжников из организации WWF также считает, что проект в целом – это блеф, который используется для того, чтобы добиться более выгодных условий при заключении договоров с европейцами. Но в августе он посетил плато Укок, где наблюдал за пробными бурениями, а также за измерительными работами на месте. Все заходит слишком далеко, чтобы быть похожим на блеф, говорит он сейчас: «Они действительно хотят строить».
Комиссия ЮНЕСКО по всемирному наследию предостерегает от строительства трубопровода и требует предоставления данных о проведении экологической экспертизы. В том же месяце российский заместитель министра природных ресурсов и экологии сообщил, что проект строительства трубопровода противоречит законодательным положениям о природоохранных зонах, а также международным обязательствам страны. Столь однозначное заявление, направленное против важнейшего государственного концерна, приятно удивило Книжникова.
При этом плато Укок с юридической точки зрения является не федеральным, а региональным природным заповедником. Тем не менее, региональные власти не будут вставлять Газпрому палки в колеса. Недавно появились сообщения о том, что на берегу реки Катунь Газпром в рамках реализации этого проекта ведет строительство дома приемов, который жители Алтая называют резиденцией Путина. Это пример того, каким непрозрачным образом российская элита получает в свое распоряжение природные богатства. Два года назад в горах разбился вертолет, на борту которого находились высокопоставленные чиновники. Среди обломков были обнаружены убитые бараны аргали – редкие, охраняемые животные. Судя по всему, пассажиры вертолета занимались браконьерством.
«При этом аргали для нас – нечто святое», - сообщает нам по телефону Алексей Шонхоров. Он работает в управлении культуры в Кош-Агаче и представляет народность теленгитов, численность которых составляет всего несколько тысяч человек. По древней традиции, на Укоке нельзя даже громко разговаривать, а о строительстве трубопровода вообще не может быть и речи, объясняет он. Поэтому представители его народности выступают против реализации проекта Газпрома.
Уничтожено 4000 гектаров пастбищ
Лучший вариант для теленгитов – получить назад в свое распоряжение «Принцессу Укока». Так называется самая удивительная находка, которая была сделана в 1993 году в одном из многочисленных захоронений. Речь идет об останках жрицы скифских времен, жившей, как полагают, 2500 лет назад. В настоящее время находка выставлена в Новосибирске.
Осенью и зимой местные жители выпускают овец, лошадей и яков на пастбища, расположенные на плато Укок, рассказывает Шонхоров. Животные привыкли к этому климату, они способны находить корм под снегом. Но в сентябре произошел большой пожар. По оценке фонда WWF, в результате было уничтожено 4000 гектаров пастбищ. Вообще здесь почти никогда не бывает пожаров, отмечает Шонхоров. Очень может быть, что это несчастье произошло из-за беспечности рабочих.
Газпром хранит молчание по этому поводу. Решение о строительстве алтайского трубопровода может быть принято «только после того, как будут достигнуты результаты» в переговорах с Китаем, сообщает пресс-служба концерна. Однако у Китая в настоящий момент, похоже, имеются другие планы. К югу от перевала Канас расположен еще один природный заповедник. И он в ближайшее время также может быть внесет в список всемирного наследия ЮНЕСКО.