За год, в течение которого много необычных событий ударили по нефтяным котировкам - включая крах 42-летнего режима правления Муамара Каддафи в Ливии - трейдеры уже не исключают ничего, и внесли Россию в свой список рискованных поставщиков.
Россия является вторым по величине нефтепроизводителем в мире, и недавние демонстрации в Москве напугали как инвесторов в нефтяной сектор, так и нефтетрейдеров. В субботу десятки тысяч человек вышли на улицы российской столицы, чтобы потребовать проведения повторных выборов. Акция стала крупнейшей демонстрацией оппозиции со времен сражения Бориса Ельцина с Верховным советом в 1993 году.
Хотя я уверен, что слишком притянутым за уши было бы предполагать, что уровень добычи нефти может как-то серьезно пострадать, год назад потенциальная возможность войны в Ливии и беспорядков по всему Ближнему Востоку тоже была чем-то таким, о чем и помыслить было нельзя.
Читайте еще: Рискованная сырьевая рулетка России
Опасения по поводу России связаны с тем, что политические волнения могут усилиться с приближением даты президентских выборов (4 марта) и после них. Владимир Путин, нынешний премьер-министр, вероятно, вновь станет президентом. Но нынешняя волна демонстраций отвергает кремлевскую авторитарную модель «управляемой демократии», при помощи которой Владимир Путин правит страной больше десяти лет.
Волнения в Москве представляют собой два потенциальных риска для нефтяного рынка. С одной стороны, если протесты распространятся и перерастут в забастовки, производство нефти может пострадать. Тем не менее, такой вариант развития событий маловероятен. С другой стороны - и такой вариант значительно более вероятен - правительство, возможно, решит отреагировать на протесты мерами экономического стимулирования, которые подстегнут внутренний спрос на нефть, и тем самым приведут к сокращению доступных для отправки на экспорт объемов.
Международное энергетическое агентство (МЭА) приводит оценку, согласно которой добыча нефти в России в октябре достигла рекордного в постсоветской истории уровня в 10,7 миллиона баррелей в день. Но в то же время спрос на нефть также уверенно растет, в этом году он достиг почти 3,5 миллиона баррелей в день, что на 5% больше, чем в 2010 году.
Еще по теме: Российская экономика, жертва выборов
Эд Морс (Ed Morse), опытный аналитик по нефти Citigroup в Нью-Йорке, считает, что утрата г-ном Путиным своего конституционного большинства в российской Думе после декабрьских парламентских выборов должна означать, что в преддверии президентских выборов будет предоставляться больше экономических стимулов, и это должно повысить спрос на нефть.
Резкий рост уровня потребления нефти в России в этом году уже повлиял на нефтяные рынки. Например, более высокий уровень внутреннего потребления внес свой вклад - наряду с опасениями по поводу возможного введения Европейским Союзом эмбарго на покупку иранской нефти - в рекордно высокую премию к цене на нефть марки Urals, основной марки российской нефти, причем до такой степени, что она даже обогнала в стоимости нефть марки Brent, которая является общемировым ценовым индикатором.
В пятницу размер этого превышения (цены нефти марки Urals над ценой нефти марки Brent) достиг самого высокого показателя в истории - 95 центов. Urals уже семь недель торгуется на отметках выше Brent, и это самый длительный период подобного рекорда. Более низкие объемы экспорта мазута и дизельного топлива из России также способствовали росту цен на оба этих продукта переработки на мировом рынке.
Россия представляла собой силу, способствующую понижению, для нефтяных котировок с начала 2000-х годов, по мере того, как страна наращивала производство до 10 миллионов баррелей в сутки с рекордно низкого уровня в 6 миллионов баррелей в день в 1996 году после краха Советского Союза. В будущем же году, впервые за десятилетие, страна может стать той силой, которая, наоборот, будет способствовать повышению котировок.