Десятки тысяч россиян, возмущенных фальсификацией результатов выборов в Государственную Думу 4 декабря, вышли на улицы, чтобы принять участие в различных митингах и демонстрациях протеста, прокатившихся по всей стране. Митинг, прошедший в прошлую субботу в Москве, стал беспрецедентным по масштабам со времен впечатляющих народных шествий в перестроечные времена, проходивших 20 лет тому назад.
Коррупция, застой в экономике и раздел власти, осуществленный Путиным, чтобы остаться у ее кормила до 2020 года, похоже, переполнили чашу терпения россиян. Могут ли демонстрации поставить под угрозу победу Путина на мартовских президентских выборах? Пойдет ли правящий тандем Медведев-Путин на проведение реформ, которых требуют граждане? Возможен ли жесткий ответ со стороны российских властей?
Смотрите по теме: Уровень коррупции в разных странах мира
Антонио Гарсия Мальдонадо (Antonio García Maldonado)
Нельзя отрицать, что размах выступлений вызван влиянием протестных акций, прокатившихся по другим частям земного шара. К счастью, гласность, принявшая всемирные масштабы благодаря социальным сетям, делает невозможным возведение информационного железного занавеса. Однако протесты в России, хотя и не приобрели жестких форм, участились после того, как Путин стал злоупотреблять властью. Вспомним арест Каспарова или демонстрации в поддержку осужденного Ходорковского. Помимо социальных сетей, изменилось международное экономическое положение, оказывающее влияние на условия жизни россиян. У меня серьезные сомнения относительно того, что эти протесты преследовали цель укрепления истинно демократических принципов. Главный редактор еженедельного журнала New Yorker, Дэвид Ремник (David Remnick), автор монументальной хроники «Мавзолей Ленина: последние дни советской империи» (Lenin's Tomb: The Last Days of the Soviet Empire), рассказывающей о распаде СССР, часто говорил о том, что после периода нестабильности при Горбачеве и Ельцине часть общества требовала жесткой рукой навести порядок в стране. Кстати сказать, я полагаю, что Путин пользуется такой степенью популярности, какой не обладают арабские авторитарные правители, и поэтому ни в коем случае не прибегнет к каким-либо силовым действиям.
Читайте еще: "Арабская весна" в России - быть или не быть
Мигель Анхель Бастеньер (Miguel Ángel Bastenier)
Любые сравнения обманчивы. При всех проблемах и изъянах демократии, наблюдающихся в нынешней России, в постсоветской действительности демократия не выстраивалась с нуля. После того как Михаил Горбачев уничтожил СССР, руководствуясь исключительно демократическими намерениями, Борис Ельцин настежь открыл двери страны для западного мира. Арабский мир, с «весной» или без оной, имеет предвзятое мнение, необязательно плохое, но сложное. Религия там теснейшим образом связана с политической деятельностью, в то время как существовавшая до этого в России прогнившая и грубая диктатура никак не может рассматриваться ни как прецедент, ни как альтернатива. В этом каком-то смысле это «чистая доска», на которой можно писать, не сталкиваясь с теми проблемами, которые возникают в арабском мире в целом. Но есть общее настроение, особенно в молодежной среде, требующей обновления системы и установления истинной демократии. В России необходимо лишь применить демократию, в то время как в арабском мире ее нужно еще изобрести.
Хавьер Валенсуэла (Javier Valenzuela)
У меня создается впечатление, что мы находимся среди всемирных потрясений, подобных тем, что начались в 1848 году в Европе. И если тогда серьезно зашатались устои монархий почти во всей Европе, то теперь требования большей свободы и пресечения воровства набирают силу в арабском мире, Испании, Израиле, США, Чили и… вот теперь и в России. В каждом конкретном случае, как и в 1848 году, имеются характерные местные особенности. Но если бы мне пришлось выбирать название для сводного перечня событий за уходящий год, то я озаглавил бы его следующим образом: «2011, год протестных выступлений». Сравнение с 1848 годом может быть применено и к последствиям, как я неоднократно писал в данной газете в связи с событиями «арабской весны». Никакая революция не может гарантированно рассчитывать на победу. В 1848 году она закончилась во Франции и привела к власти Наполеона III. Кстати, очень советую прочитать памфлет «Маленький Наполеон», который посвятил данному персонажу Виктор Гюго. Но второй император Бонапарт был свергнут в результате победы Пруссии, и во Франции окончательно установился республиканский строй. Это надолго, как кризис.
Еще по теме: Митинг в Москве стал индикатором народного недовольства
Карлос Карнеро (Carlos Carnero)
Как указывает Вакер (Vaquer), несмотря на все подтасовки, партия господ Путина и Медведева получила неважные результаты на недавних думских выборах. Это свидетельствует о том, что воздействие гражданского общества и мирового общественного мнения сделали невозможной массовую фальсификацию итогов голосования. Многие избиратели, потеряв всякий страх, воспользовались правом на свое свободное волеизъявление в избирательных участках. Результаты выборов неотделимы от народных выступлений, произошедших в эти дни и отражающих крайнюю степень возмущения и гнева многих граждан. И все же не будем забывать о существовании молчаливого большинства, которая продолжает подчиняться существующей власти. Никто не подвергает сомнению важность отношений между Евросоюзом и Россией. Но также должно быть непреложной истиной, что Евросоюзу и входящим в него государствам следует усилить критическую направленность своих выступлений в адрес российских властей и потребовать от них более решительных шагов по утверждению полной демократии, которая положит с отрицательными явлениями, произошедшими за последние годы. Россия – часть Европы, и она нужна нам как правовое государство.
Хуан Ариас (Juan Arias)
У меня нет ни малейшего сомнения в том, что российские власти прибегнут к силовым действиям. Российским возмущенным непросто будет выиграть это сражение. Власть Путина велика. Он стал мифом, а мифы сопротивляются здравому смыслу. В любом случае, учитывая важность Советского Союза и отнюдь не робкое поведение людей, не вызывает сомнений то, что, по всей видимости, мы входим самый решающую (в политическом смысле) фазу выступлений народных масс («весны»), стремящихся к истинной демократии. Если протестующий народ лишил Путина власти (поскольку именно он управляет страной), этот факт приобрел бы чрезвычайное значение. Рискну даже сказать, что самое большое значение на настоящий момент, с тех пор как начались революционные выступления уходящего года. События, которые произойдут в России, несомненно, затронут всю планету. И если бы те, кто выступает против Путина, в итоге победили, то это вдохнуло бы новую жизнь во все современные движения, ищущие новых путей политического сосуществования, стремящихся построить новый мир для измученной демократии. Это единственный путь, который сегодня открывается перед нами, чтобы жить по нормам права и уважения прав человека.
Джорди Вакер (Jordi Vaquer)
Вот уже несколько лет российские власти применяют гораздо более изощренную авторитарную тактику, чем силовые действия, от кооптации до профессиональной и физической изоляции. В качестве фасада Кремль даже разработал для себя концепцию «суверенной демократии».
И все же россияне не испытывают особых иллюзий относительно нынешнего правящего режима. К несгибаемым демократам, заявившим о себе еще во времена перестройки и в течение долгих лет находившихся в загоне, присоединяется молодежь, уставшая от лжи и коррупции, общающаяся между собой и с внешним миром, а также некоторые очаги местной и региональной напряженности. Переходу от фаталистической покорности к новой активности способствуют изменения в народном восприятии нынешнего режима, что нашло свое отражение в сокращении количества голосов, поданных за пропутинскую «Единую Россию», несмотря на все подтасовки и ухищрения. Все могло бы свидетельствовать об изменениях в среднесрочной перспективе, если бы не приближающиеся мартовские выборы президента, когда социальное напряжение повысится на несколько пунктов. Вот тогда-то нельзя будет исключать, что административного ресурса и угроз может оказаться недостаточно, чтобы удержать ситуацию под контролем. Выборы будут не простой формальностью.
Катья Касканте (Kattya Cascante)
Если Путин что-то и показал, так это то, какое влияние оказывают требования более полной демократии в России. Начиная с бездействия властей в отношении случаев преследования и убийств российских журналистов (более 300 за последние 18 лет), возврата к официозной прессе и невозможности работы альтернативных информационных каналов, которые позволили мобилизовать аудиторию и контролировать действия властей. Нельзя не упомянуть и беспардонность прошедших выборов, являющихся продолжением политики злоупотреблений, начавшуюся с первого избрания Путина в 2000 году и не прекращавшихся до настоящего времени. Звучавшие тогда обвинения были весьма похожи на сегодняшние (в два раза больше выпущенных избирательных бюллетеней, двойное голосование в некоторых районах…). И все же уставшие от коррупции российские граждане, которым надоел правящий двуглавый орел Путедев, наконец сказали «хватит!». Пока что только США сделали шаг вперед. Как поступит Евросоюз? Что скажет Испания? Только внешнее воздействие может предотвратить очередное применение силы со стороны российских властей…
Антонио Элорса (Antonio Elorza)
Путин – само олицетворение силовых действий, он же бывший сотрудник КГБ. В краткосрочной перспективе россиянам не остается ожидать ничего иного, кроме репрессий.