История переговорного процесса по карабахскому конфликту насчитывает несколько примечательных лет. Обсуждение всех этих лет, и вообще разговор об этой истории - тема другого разговора. А сейчас коснемся только одного года.
Когда посредники предлагали конфликтующим сторонам какой-либо механизм урегулирования, его всегда отклонял Баку. Так получилось, когда, например, Баку отклонил идею «Общего государства». Напомним, что согласно ей, Нагорный Карабах должен был войти в состав Азербайджана, но, «с беспрецедентно широкой автономией». Однако интересно не то, что Баку отклонил ее, а то, что после этого посредники уже представили сторонам предложения, в которых подчеркивается право Нагорного Карабаха на самоопределение. Иначе говоря, отклонив одно, Баку всегда получал более худшее.
В этом смысле сегодня в переговорном процессе ситуация довольно примечательная. К Мадридским принципам, с которыми стороны почти согласились в июне в Казани, Баку добавил 10 новых предложений, чем, фактически, и отклонил их. Следовательно, если стороны или одна из них больше не захочет вести переговоры вокруг Мадридских принципов, то может быть предложен другой «сборник» принципов, по которому, например, Баку будет обязан начать прямые переговоры с фактическими властями Нагорного Карабаха, будь то в присутствии Армении или без нее. Во всяком случае, действующая до настоящего времени логика переговоров ведет к этому.
Читайте еще: Вторая Карабахская война
Все это, безусловно, предвидит Ильхам Алиев, который неслучайно, время от времени, в своих выступлениях или интервью поднимает вопрос о готовности предоставить Нагорному Карабаху беспрецедентную автономию. Получается, что Ильхам Алиев этим желает или задержать переговорный процесс, или вернуться к более раннему времени того же процесса, выдвигая такой вариант урегулирования, который в свое время отклонил его же отец.
А для осуществления «подобной революции» в переговорах необходима поддержка. А кто может оказать Баку полноценную помощь? Конечно, Турция. Если прибавить ко всему этому и разочарование Баку в сопредседателях Минской группы ОБСЕ, конкретно - в России, а еще конкретней – в президенте Дмитрии Медведеве, то на этом фоне нельзя не охарактеризовать как совершенно неслучайный наконец-то заключенный турецко-азербайджанский газовый договор.
Более того, так как для Турции договор оказался более выгодным, то она может пообещать Баку, что «сделает все для того, чтобы вовлечься в карабахский процесс», причем используя все известные и неизвестные рычаги. Именно в этом предположении прекрасно укладываются заявления, звучащие в последнее время от разных западных, особенно оказавшихся в выигрыше от того же турецко-азербайджанского газопровода, европейских должностных лиц, в которых вовлечение Турции в работу по поиску решения проблемы квалифицируется как «продуктивное».
Читайте еще: Баку припрет Карабах к стене
В этом контексте довольно интересную информацию сообщил сайт Vesti.az, приведя репортаж, подготовленный американской телекомпанией CBS. Согласно ему, Барак Обама допустил «непростительную ошибку» в смысле «южно-кавказской стратегии».
Перед состоявшимся в прошлом году в Вашингтоне «ядерным саммитом», на который был приглашен также президент Серж Саргсян, Анкара «активно содействовала Вашингтону в организации встречи между четырьмя сторонами» - США, Турцией, Арменией, Азербайджаном. «Однако в это время в отношениях между Баку и Вашингтоном имелись проблемы, из-за которых президент Алиев не был приглашен на саммит.
Тогда даже сам глава МИД Турции Давутоглу заявил, что это потерянная возможность. Этим шагом (не пригласив президента Алиева и не организовав встречу) Обама потерял возможность достичь превосходства в регионе Южного Кавказа», сообщает Vesti.az со ссылкой на американскую CBS. В качестве же «непростительной ошибки» президента Обамы, согласно азербайджанскому сайту, американский источник указывает на самоуверенность президента США. «Если в 2010 году Вашингтон смог бы рассчитать на несколько шагов вперед, то сегодня США имели бы одним геополитическим вопросом меньше», - заключает CBS.
Фактически, получается, что Анкара «в свою очередь» для получения разрешения на вмешательство обратилась к помощи США. Однако еще интереснее то, что США, фактически, отклонили это предложение, вероятно, приняв во внимание позиции двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ по этому вопросу (России и Франции). Из этого можно сделать вывод, что сопредседатели МГ ОБСЕ, конкретно, - США, вовсе не желают турецкого вмешательства в вопросе Нагорного Карабаха.
Читайте еще: Региональное значение карабахского фактора
Следовательно, надежды Ильхама Алиева, связанные с возможностью достичь желанных для него изменений в формате посреднической миссии, кажутся неосуществимыми. А сопредседатели МГ ОБСЕ, естественно, всегда делают наиболее нежелательные предложения по урегулированию нагорно-карабахской проблемы для той стороны, которая отклоняет предыдущие предложения.
Единственным вопросом остается турецко-азербайджанский газовый договор: как бы ни получилось, что он был «зря подписан».