Радость, которую после прошедших недавно в России протестов против государственной власти, ощутила большая часть латвийских политических наблюдателей и определителей порядка работы социальных порталов, по меньшей мере, смущает. Будем честными и посмотрим правде в глаза: в России не происходило никакой борьбы за демократию, всяких немцовых, явлинских, каспаровых и им подобных народные массы в своем большинстве презирают, и эти люди никогда, необходимо подчеркнуть – никогда не придут к власти.
«Либерал» - это чаще всего грубое ругательство в России, и на последних выборах (независимо от того, были они честными или нет) вслед за победившей «Единой Россией» идет никто иной, как коммунисты и жириновцы. На показывавшихся на телеэкранах митингах выше всех всегда развевались флаги лимоновцев, и тело в буквальном смысле цепенело, когда представлялось, что произошло бы, если бы «Единая Россия» на выборах проиграла. Таким образом, говорить о какой-то российской весне не только легкомысленно, но и нерационально, и в действительности, с точки зрения интересов Латвии, нет ничего важнее, чтобы распределение сил в соседней стране, как минимум, в данный момент не изменилось, и не начались бы неконтролируемая нестабильность и хаос.
Читайте еще: В Латвии голосовали за Россию
Однако, что касается внешней политики в публичном пространстве Латвии, на жизнь уже традиционно принято смотреть в черно-белом цвете. Хорошие всегда необычайно хороши, а плохие хуже ужасных злодеев голливудских фильмов, единственная цель которых захватить власть в мире и по возможности максимально навредить всем его жителям. Нечто подобное нынешней истерии в связи с Россией наблюдалось во время процесса «демократизации» Ливии. Полковнику Муаммару Каддафи была приписана роль комического негодяя, он травил воду и ночами ковал злобные планы. В свою очередь, мысли финансируемых и поддерживаемых Францией «революционеров» были только хорошими и светлыми.
И одновременно забывалось, что такой Каддафи и такая Ливия, по сути, содержала большую часть инфраструктуры Западной Африки, строила больницы, дороги, школы и гостиницы, к тому же, принимая в свою страну огромное количество гастарбайтеров из Нигера, Чада, Нигерии. Мавритании, выполняла функции социального буфера. Теперь все это разрушено, и, что произойдет с такими государствами как, например, Буркина-Фасо или Мали, где присутствие Ливии было достаточно значимым, это вопрос.
Но в публичном пространстве говорить о таких вещах не является хорошим тоном. Намного интереснее и проще играть в хороших и плохих парней, передвигать фишки в созданном самими же воображаемом мире, в котором российские либералы это значимая сила, а ливийские революционеры деньги для военных действий откапывают из-под земли. И не замечать, что в мире есть все цвета радуги, он не черно-белый, и не всегда все так, как кажется на первый взгляд.
Перевод: Лариса Дереча