Осень 2005 года. Герхард Шредер только что проиграл выборы. Он собирает вещи, так как вынужден оставить кабинет канцлера. Его кресло переходит к Ангеле Меркель. В тот вечер он пришел, чтобы попрощаться с иностранной прессой. «Какие сейчас у вас планы, господин канцлер?» - спрашивает один из журналистов. Шредер выпячивает грудь и с триумфом заявляет: «Сейчас я собираюсь зарабатывать деньги!»
Сказано - сделано. Шредер не желает тратить время на отдых. Ему 61 год. Он хочет работать. В январе 2006 года он становится советником по вопросам международной политики в крупнейшей швейцарской медиагруппе Ringier с так и не названной зарплатой и кабинетом с видом на озеро на пятом этаже цюрихской штаб-квартиры компании.
Параллельно с этим пораженные немцы узнают, что газовая монополия «Газпром» хочет привлечь их бывшего канцлера для руководства наблюдательным советом российско-немецкого консорциума, который ведет прокладку газопровода «Северный поток» из России в Германию по дну Балтийского моря. Эта новость, которую озвучивают всего несколько дней спустя после смены власти в Берлине, вызывает целую бурю споров. Шредер осознавал, что кресло канцлера раскачивается под ним, и еще до выборов заключил соглашение с Владимиром Путиным, чтобы прикрыть отставку? Так, уходящий канцлер действительно всеми силами защищал проект газопровода, договор о котором был в спешном порядке подписан в Берлине 8 сентября 2005 года, то есть всего за две недели до выборов. Некоторые газеты утверждают, что Путин, как хороший знаток Германии (раньше он был начальником КГБ в Дрездене), уже давно приберегал этот денежный пост для Шредера. Обоих политиков объединяли узы дружбы. Владимир приехал на 60-летний юбилей своего друга Герхарда в Гановер в сопровождении казачьего хора. Когда супруги Шредеры усыновили российских детей, эти связи стали еще прочнее.
Читайте еще: Крах "доктрины Шредера"
Договор бросает тень подозрения на того, кто руководил Германией целых семь лет. Критика обрушивается на него со всех сторон. Министр внутренних дел в тот момент и нынешний министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) говорит, что Шредер «наносит ущерб репутации всего политического класса». Газета Die Zeit обвиняет Шредера в том, что тот стал «олигархом на службе российского государственного капитализма». Зеленые кричат о «кумовстве». Что касается Меркель, она предлагает провести дебаты о «кодексе поведения» ушедших в отставку политиков.
Шредер бесстрашно пережидает бурю и продолжает собирать прибыльные контракты. Он становится советником в банке Rothschild, самым высокооплачиваемым конферансье в Германии и в январе 2009 года попадает в совет директоров российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР. Среди обязанностей бывшего канцлера значится надзор за выполнением экологических обязательств предприятия. Однако западносибирский Самотлор опустошает бурение нефтяных скважин. Одна из крупнейших экологических катастроф на планете проходит за завесой молчания.
Но Шредер - далеко не единственный, кому удалось хорошо набить карманы после окончания политической карьеры. Со 2 июля 2009 года на одной из главных исторических площадей Берлина Жандарменмаркт в современном офисе площадью 210 квадратных метров появляется консалтинговая компания Йошки Фишера. Бывший министр иностранных дел и вице-канцлер, а также соратник Шредера по красно-зеленой коалиции предоставляет в распоряжение крупных компаний свою пухлую записную книжку, престижные международные связи, известность и ораторские таланты.
Читайте еще: Шредер остается большим другом Путина
Этот некогда непримиримый левый политик, бывший водитель такси, большой поклонник Карла Маркса и член революционной группы в 1970-х годах сегодня владеет роскошной виллой в берлинском Грюнвальде. Положенных как бывшему министру денег (11 000 евро в месяц) ему явно недостаточно. Поэтому он старательно ищет дополнительный доход. Оставив кресло в правительстве, Йошка Фишер подписал несколько контрактов, которые заставят любого кусать локти от зависти. Как советнику автокомпании BMW Фишеру поручено заниматься продвижением экологических идей и разработкой более безопасных для окружающей среды автомобилей. Siemens, крупнейшая в Европе компания в сфере высоких технологий, которая только начинает оправляться от громкого коррупционного скандала, также хочет воспользоваться престижем того, кто на протяжение многих лет был самым популярным немецким политиком. Кроме того, Фишер занимается заполнением полок гигантской сети супермаркетов Rewe экологически чистой продукцией. Бывший министр говорит, что его наняли, чтобы «озеленить» имидж этих предприятий. По его словам, речь идет не о пиаре, а совершенно искренних намерениях, в которые он верит и для реализации которых может использовать накопленный за годы во власти опыт.
Читайте еще: СМИ о том, для чего и против кого "Северный поток"
В то же время Фишер соглашается на пост политического советника в немецкой энергетической компании RWE (она полагается главным образом на уголь), которая выбрасывает в атмосферу СО2 в промышленных масштабах и строит столь ненавистные «зеленым» атомные электростанции! Фишер консультирует RWE по проекту Nabucco газопроводу длинной в 3 300 километров, который должен пройти по дну Каспийского моря в Западную Европу, чтобы сократить ее зависимость от российского газа. Работа Фишера как лоббиста заключается в том, чтобы распахивать двери в среднеазиатских странах и Турции. Как пишет Manager Magazine, за свои услуги он, по всей видимости, получил несколько сот тысяч евро. По иронии судьбы, Фишер и Шредер, которые не так давно были соратниками, оказываются во главе двух конкурирующих проектов.
Предатели
Бывший Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) была тем, кто взял бывшего немецкого министра под свое крыло и открыл ему дорогу в мир бизнеса. Фишер и Олбрайт поддерживают тесные связи. Но ультралиберальные США - это не пуританская Германия, где подобная смена деятельности может шокировать. То, что приемлемо для либералов и христианских демократов, все еще очень плохо воспринимается левыми, которые сразу же заявили, что он продал душу.
Традиционная социал-демократическая клиентура ощущает себя преданной одним из своих. «Никто не мог предположить, склонившись над моей колыбелью, что однажды я стану канцлером Германии. Никто и никогда не делал мне подарков, и я этим очень горжусь!» - любит напоминать Шредер. Он просто-таки образец человека, который добился всего сам. Он так и не узнал своего отца Фрица, который погиб в боях. Чтобы прокормить семью, его мать Эрика работала прислугой. Возможно, нынешние прибыльные контракты являются для него чем-то вроде реванша. Его великолепно скроенные костюмы и длинные канцлерские сигары вызывали у некоторых раздражение. Его связи в экономических кругах стоили ему прозвища «канцлер бизнесменов».
Похожие настроения царят и среди «зеленых». То, что их Йошка набивает деньгами карманы, живет как паша и напоминает скорее пресыщенного буржуа, выводит их из себя. Как бы то ни было, Шредер и Фишер могут похвастаться тем, что разрушили принятые среди левых табу. К добру или нет...