Накануне саммита ЕС-Украина, который пройдет 19 декабря, отношения Киева с Брюсселем ухудшаются. Официальные лица в ЕС предупредили, что арест и содержание под стражей лидера оппозиции Юлии Тимошенко наносит ущерб надеждам Киева подписать Соглашение об ассоциированном членстве до конца года. Между тем, Украина рассматривает вопрос об отказе от 50-процентной доли в своей трубопроводной системе в пользу России ради более дешевого газа. Дэвид Марплс анализирует возможное политическое направление, в котором Украина будет двигаться в 2012 году.
По мере того, как отношения Украины с ЕС продолжаются спотыкаться о вопросы прав человека, тюремное заключение бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко и длительное содержание под стражей бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко, наметились признаки того, что правительство Украины готовится пренебречь существующими законами, сделав более тесным свое сотрудничество с Газпромом, а также с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Последствиями этого движения могут быть не только утрата связей Украины с Европейским энергетическим сообществом (ЕЭС), но и подрыв украинского суверенитета.
4 декабря 2011 года посол России на Украине Михаил Зурабов объявил о том, что новое газовое соглашение между двумя странами будет иметь статус международного соглашения, а не делового сотрудничества между двумя компаниями, Газпромом и «Нафтогазом Украины».
Россия, очевидно, реагирует на планы Европейского Союза по более тесной интеграции с Украиной и большей прозрачности в вопросах транзита газа из России в Западную Европу.
Аналитик Максим Алинов утверждает, что результаты межгосударственного соглашения, предложенного российским послом, станут попиранием нынешних украинских законов, которые запрещают передачу украинской системы транзита газа под российский контроль. Аналогичная продажа газотранспортной системы Газпрому недавно произошла в Белоруссии.
В украинском еженедельнике «Зеркало недели» Алинов пишет, что пренебрежение действующим соглашением также даст России значительное влияние на внутреннюю экономическую и политическую ситуацию на Украине.
В том же издании аналитик Максим Гончар идет еще дальше, отстаивая точку зрения, что предполагаемый пересмотр Киевом политики в отношении Европейского экономического сообщества нарушит статью 7 закона 2010 года, который предусматривает, что украинские нефтяные, газовые и электрические сети должны работать в соответствии с правилами Европейского Союза. С его точки зрения, это показывает готовность Киева предать национальные интересы, что станет еще более серьезной угрозой для украинской проевропейской политики, чем тюремное заключение Тимошенко. Это также значительно усилит позиции Газпрома, монополиста, который стремится использовать энергетику в качестве инструмента политического контроля.
Гончар прогнозирует, что Украина может добиться более дешевого газа, но ценой постепенной утраты своего суверенитета и отказа от Соглашения об ассоциированном членстве с ЕС. Это, уверен Гончар, приведет к неизбежному оборонительному союзу с Россией.
Между тем, Европейский Союз продолжает требовать освобождения Тимошенко в качестве предварительного условия для инициализации Соглашения об ассоциированном членстве, хотя надежды на это все более уменьшаются, а разочарование растет.
Уилфред Мартенс, президент Европейской народной партии, заявил, что Украина, как и Польша, может стать важным игроком в ЕС, и что без нее европейский проект не может считаться полным. Однако, он настаивает, что в качестве предварительного условия для начала процесса, ведущего к заключению Соглашения об ассоциированном членстве, украинская Партия регионов должна освободить Тимошенко, Луценко и других политзаключенных.
Министр иностранных дел Константин Грищенко возражает, отмечая, что Тимошенко нельзя использовать в качестве разменной монеты в торговых отношениях, и что ситуация с ней является внутренним делом украинской судебной системы. Недавно, как говорилось в сообщении украинского информационного агентства УНИАН, он отметил, что освобождение Тимошенко было бы равносильным тому, чтобы показать, что украинская судебная система не является независимым институтом.
Хотя украинское руководство и сталкивается с несколькими серьезными экономическими проблемами, и в последнее время во второй раз отклонило требование МВФ повысить цены на услуги по энергоснабжению, нет признаков того, что оно сталкивается с серьезной угрозой со стороны оппозиции. Действительно, политическая ситуация выглядит так, что на нее, судя по всему, не оказала особого влияния сага с Тимошенко.
Аналитик Константин Бондаренко считает, что население потеряло интерес к борьбе между Тимошенко и правящей элитой, хотя Вадим Карасев полагает, что очевидный недостаток общественной симпатии и сочувствия по отношению к Тимошенко отражает общее восприятие ее как бывшей представительницы политического истэблишмента. Это стало позитивным сигналом для властей, и это показывает, что арест Тимошенко не оказал влияния на рейтинги президента и Партии регионов.
Правящая партия, кажется, рассчитывает каждый шаг в циничной манере, предпринимая действия и затем отслеживая реакцию. Вадим Карасев указывает, что руководство думает, что освобождение Тимошенко будет расценено как признак слабости.
Украинские лидеры пристально следят за политическими событиями в России, рост оппозиционной активности в которой может привести к эффекту домино на Украине. Опросы общественного мнения показывают, что Янукович остается самым популярным политиком в стране, его рейтинги колеблются в диапазоне от 17,4 до 20,7%, в то время как рейтинги Тимошенко, единственного серьезного конкурента Януковича, находятся в диапазоне от 13 до 14,1%. Занимающий третье место по популярности Яценюк демонстрирует в лучшем случае поддержку 9,9% опрошенных. Словом, в условиях, когда Тимошенко выведена из игры, у Януковича больше нет никого, кто мог бы бросить ему серьезный вызов со стороны оппозиции.
Правящая партия может также считать, что в 2011 году популярность могла несколько упасть из-за введения в действие непопулярных мер, таких как Пенсионный и Налоговый кодексы. А в 2012 году можно ожидать лучшей доли, и не только потому, что Украина будет принимать у себя европейское первенство УЕФА по футболу, Евро-2012.
Очевидная толерантность ЕС по отношению к нарушениям со стороны властей в Киеве, возможно, еще более важна для выживания партии. Украина не стала объектом санкций, подобных тем, что ЕС наложил на Белоруссию.
Украина быстро скатилась от состояния, позволявшего характеризовать ее как самое демократичное из постсоветских государств, на значительно более низкие позиции. В то же время коррупция, которая давно пронизала всю украинскую экономику, не уменьшилась.
В отчете по внешней политике для Института Брукингса бывший посол США на Украине Стивен Пайфер отметил, что Соединенные Штаты заняты другими вопросами, и вряд ли будут общаться с Украиной на высшем уровне до проведения президентских выборов 2012 года. Тем самым, Янукович и Партия регионов фактически имеют карт-бланш на то, чтобы продолжать двигаться по нынешнему пути. Соглашение с Европейским экономическим сообществом, судя по всему, отброшено.
Второй раз начиная с периода после выборов января 2010 года (первым были Харьковские соглашения по Черноморскому флоту РФ) украинские лидеры начинают осуществлять действия, представляющие серьезную угрозу для суверенитета Украины, отказываясь от с большим трудом завоеванных прав ради незамедлительной перспективы получения более дешевого газа и дают российским институтам, таким как Газпром, возможность играть гораздо более важную роль и приобрести «Нафтогаз Украины».
Следующей логической ступенью для Украины будет присоединиться к Таможенному союзу (с Россией, Казахстаном и Белоруссией). Еще год назад об этом и помыслить было нельзя, но сейчас это вполне реальная возможность.