Афганско-пакистанские отношения являются довольно запутанными, прежде всего – из-за противоречивой внешней политики обеих стран. Кроме того, влияние гражданских властей на территории страны в обоих государствах весьма ограничено. Особенно это заметно в Афганистане, где отдаленные провинции практически не контролируются центральным руководством, которое там заменяют террористические группы. В Пакистане ситуация несколько иная. В нем власть по сути принадлежит армии. Наряду с ней большим влиянием обладает межведомственная разведка ISI, которую страны Запада часто обвиняют в поддержке Талибана.
В отношениях Афганистана и Пакистана масса застарелых проблем и неопределенности. Одновременно можно говорить об благоприятных перспективах межгосударственного диалога, поскольку обе стороны заинтересованы в дружбе и сотрудничестве. Основные разногласия связаны с линией Дюранда, борьбой с терроризмом и Индией.
Говоря о линии Дюранда, президент Афганистана Х. Карзай сказал о том, что «это стена ненависти между двумя братьями». Кабул не признает ее как международно утвержденную границу между Афганистаном и Пакистаном, так она разделяет единые этнические группы. Состоящее в основном из пуштунов афганское правительство занимает позицию, суть которой заключается в том, что принадлежащие Пакистану пуштунские территории должны принадлежать Афганистану. То, что противоречия по данному вопросу носят серьезный характер, подтверждает тот факт, что именно из-за линии Дюранда Афганистан был единственной страной, выступившей против принятия Пакистана в ООН в 1947 г. после провозглашения им своей независимости.
Другой проблемный аспект афганско-пакистанской приграничной неурегулированности связан с угрозами в области безопасности. На спорных территориях стабильности не бывает, и на афганско-пакистанской границе постоянно случаются разного рода инциденты, в которые бывают вовлечены различные террористические группы. Количество столкновений особенно увеличилось после того, как в 2001 г. Талибан был изгнан из Кабула, и многие его бойцы обосновались в афганско-пакистанской приграничной зоне. Не дремлют и контрабандисты наркотиков, доходы от выращивания и продажи которых не только позволяют выжить крестьянам двух стран, но и создают финансовую основу для террористической деятельности.
Хотя Пакистан утверждает, что борется с терроризмом, США и Афганистан обвиняют его в пассивности и даже поддержке террористов. Например, в начале октября этого года Б. Обама заявил о том, что пакистанские военные и разведка поддерживают контакт с афганскими экстремистами, которые после ухода американских войск могут захватить власть в стране. В свою очередь Х. Карзай утверждает, что Пакистан хочет дестабилизировать его пуштунское правительство, чтобы к власти в Афганистане пришли пропакистанские силы.
Не менее важным фактором в афганско-пакистанских отношениях является Индия. С тех пор как в 1947 г. Великобритания оставила эту страну, и был создан независимый мусульманский Пакистан, Дели и Исламабад враждуют. Главным камнем преткновения остаются принадлежащие Индии провинции Джамму и Кашмир. В данном контексте Пакистан обеспокоен улучшением афганско-индийских отношений. Фактически Афганистан пытается лавировать между двумя конкурентами. Когда в октябре 2011 г. Кабул и Дели подписали договор о взаимопомощи после ухода из Афганистана американских войск, Х. Карзай сразу же попытался успокоить Исламабад, заявив о том, что «Пакистан это брат-близнец, а Индия – большой друг», и что подписанное соглашение не отразится на братских отношениях двух стран.
Индия могла бы помочь Афганистану улучшить ситуацию в области образования и инфраструктуры, а также поучаствовать в подготовке афганских сил безопасности. На эти цели ей уже было выделено 2 млрд. долларов (к слову, эта сумма почти в шесть раз превышает помощь Афганистану со стороны Пакистана). С индийской точки зрения, стабильность в Афганистане напрямую связана с безопасностью в самой Индии, поэтому жалеть денег в данном случае не стоит.
По словам посла Евросоюза в Кабуле В. Ушацкаса, хотя в Афганистане пересекаются интересы сразу нескольких сильных государств региона, конкретные проекты могут помочь перейти от геополитической конфронтации к конструктивной взаимозависимости. Один из таких проектов – газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, который не только сделает Афганистан стратегическим транзитером энергоресурсов, но и свяжет воедино четыре разные страны, что несомненно укрепит их взаимоотношения. Иными словами, интенсификация торговых, транспортных и институциональных межгосударственных отношений может сделать регион более стабильным.
Какими бы ни были разногласия между Афганистаном и Пакистаном, их связывает общая история, и их будущее неотделимо. Похоже, что это понимают и лидеры обеих стран, постоянно выражающие готовность к укреплению двусторонних связей. Иногда дружеские заявления даже выходят за дипломатические рамки дозволенного. Например, в октябре этого года Х. Карзай неосмотрительно сказал, что в случае военного конфликта Пакистана с Америкой он поддержит Исламабад. Хотя афганское руководство попыталось объяснить данное заявление желанием успокоить Пакистан в контексте подписания Договора о стратегическом партнерстве с США, американцы были недовольны, расценив слова Х. Карзая как предательство (но даже не смотря на то, что у Соединенных Штатов имеются к Пакистану серьезные претензии, война между ними маловероятна).
В 2010 г. между Афганистаном и Пакистаном был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство железной дороги по маршруту Кандагар-Квет и Джелалабад-Пешавар, которая стала бы частью пакистанской железнодорожной системы, а также соглашение о транзите товаров. Последнее открывает во многом изолированному Афганистану доступ к пакистанским портам, а также дает ему право использовать пакистанские дороги для развития торговли с Индией. Нормализации отношений двух стран способствует и деятельность неправительственных организаций, например, Ассоциации дружбы народов Афганистана и Пакистана. Эта организация пытается помогать беженцам и бороться с бедностью, решать проблемы в области региональной безопасности и образования, развивать экономическое сотрудничества двух государств и т.д. Все это – важные шаги на пути улучшения политико-экономического климата во всем регионе.
По мере приближения 2014 г. – времени вывода из Афганистана американских войск – отношения с Исламабадом становятся для Кабула все более значимыми в контексте стабилизации страны и борьбы с терроризмом. Без Пакистана решение этих проблем невозможно. Последнему сотрудничество с Афганистаном важно хотя бы потому, что он не заинтересован в том, чтобы Кабул попал в зону влияния Индии и превратился в инструмент ее борьбы с Исламабадом.
Но главное – без стабильного Афганистана не представляется возможным говорить о стабильности и безопасности всего среднеазиатского региона.