Москва – Лишь немногим более двадцати лет назад в Советском Союзе было запрещено любое религиозное образование за пределами церковных стен. Сегодня церкви строятся в кампусах государственных университетов, по всей России открываются богословские факультеты, а Русская православная церковь (РПЦ) создала свою собственную образовательную сеть с международными контактами, и даже становится чем-то вроде образца для светской системы.
Сейчас российские государственные университеты борются на многих уровнях за интеграцию в международную систему; Болонский процесс, соглашение, упрощающее и рационализирующее стандарты высшего образования по всей Европе, разочаровал многих российских ученых, которые утверждают, что он подрывает достижения советской системы, в которой получение стандартного диплома специалиста требовало пяти лет обучения.
Но Русская православная церковь, которая начала создавать свою образовательную систему фактически с нуля в постсоветскую эпоху, с самого начала ввела международные стандарты, говорит архимандрит Кирилл Говорун, заместитель председателя церковного комитета по вопросам образования. Говоря о государственной образовательной системе, отец Говорун отмечает: «Она больше озабочена поиском компромиссов между старой советской системой обучения и новыми европейскими стандартами».
В то же время церковь предлагает свое видение образовательной реформы.
«Образование – это не личное дело, а сфера общественной жизни, от которой зависят существование общества и государства, - заявил в сентябре патриарх Кирилл I в своем выступлении в Воронежском государственном университете. - Это основа существования общества, и вот почему передача образования исключительно в сферу оказания платных услуг на рыночной основе является, с моей точки зрения, большой ошибкой».
30-летняя Юлия Рехбиндер, которая в этом году получила ученую степень по социальной педагогике в Православном Свято-Тихоновском университете, который был основан в 1992 году в Москве как богословский институт, заявила, что она выбрала этот университет, потому что она полагала, что он предлагает более сложную и всеобъемлющую гуманитарную программу, чем государственные университеты. Институт получил государственную аккредитацию в качестве университета в 2004 году.
«В советское время все, связанное с христианством, его историей и культурой, было преднамеренно исключено из гуманитарного образования, - говорит г-жа Рехбиндер, которая сейчас работает с сиротами и занимается аспирантским исследованием российской эмиграции, постигая методы обучения во Франции. - В результате все закончилось тем, что специалисты не могли понять суть произведений искусства или многих исторических событий, или мотивы человеческих действий, так как христианский взгляд на мир был чужд им».
Хотя церковь помогла создать более тридцати богословских факультетов в светских государственных университетах, говорит отец Говорун, государственные образовательные власти по-прежнему отказываются признавать теологию, богословие, в качестве отдельных тем для получения докторских степеней.
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского университета, заявил православному новостному вебсайту «Православие и мир», что он возражал против отказа государственных властей признать богословие социальной наукой на уровне, позволяющем получать докторскую степень. Он настаивает, что некоторые представители российских академических кругов на высоком уровне по-прежнему подвержены влиянию советских умонастроений, которые не позволяют им смириться с социальной «наукой о боге».
«В Европе люди только посмеялись бы над фразами, которые мы слышим о богословии, о том, что это не наука, - говорит отец Воробьев. - Для них это все равно, что сказать, что математика – не наука».
Но хотя Православная церковь и становится все более влиятельной в России, высказываясь по вопросам морали, экономики, международных отношений, а в последнее время и по теме российских выборов, критики говорят, что ей не удалось адекватно заполнить постсоветский идеологический и моральный вакуум.
Попытка объединить церковный идеологический и практический потенциал хорошо иллюстрируется на примере Российского государственного социального университета (РГСУ). У университета имеется более ста тысяч студентов в кампусах по всей России и в отделении в Киргизии.
В июне прошлого года в московском кампусе проходила конференция против абортов с участием американских активистов. Студенты-волонтеры носили майки с лозунгами против абортов и распространяли соответствующую литературу. Университет, в котором курение запрещено, поощряет браки между студентами и деторождение, а студенты в нем обычно вежливы.
Центральным объектом на кампусе, где раньше располагался Институт марксизма-ленинизма, является церковь Федоровской иконы Божьей матери. Она была освящена в 2006 году после многочисленных споров о том, можно ли было строить православную церковь посреди кампуса, говорит Василий Жуков, ректор университета, который добавляет, что всех студенческих городках университета есть также комнаты для отправления религиозных обрядов мусульман и других неправославных студентов.
Строительство или восстановление церквей в университетских городках стало настоящей тенденцией, которая привела к появлению даже ассоциации университетских церквей в России. Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), является сопредседателем этой ассоциации.
Хотя изучение истории церкви является факультативным, г-н Скворцов говорит, что эту дисциплину можно считать неотъемлемой частью процесса улучшения отношений между русскими и представителями других национальностей.
«Настоящее понимание этого православного компонента государственной дипломатической службы – это то, что без сомнения поможет нашим будущим дипломатам иметь собственное самовосприятие», - говорит он.
Сотрудничество с Русской православной церковью, говорит г-н Жуков, является практическим решением для создания моральной основы для студентов. «Мы заинтересованы в союзниках, - говорит он, - а не в религиозном обскурантизме, не в идеализации церкви как таковой, и не в использовании силы для приведения людей в церкви. Нам не нужно ничего из этого. Но нам нужна церковь как носитель огромных знаний».
Он добавил: «Мы находимся в том месте, которое раньше было центром агрессивного атеизма».
В октябре г-н Жуков был награжден за свою работу в академических кругах и для церкви митрополитом Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который имеет докторскую степень в области философии Оксфордского университета и активно занимается продвижением связей между этими двумя секторами.
Тем не менее, некоторые российские православные лидеры и комментаторы сообщают о растущем отдалении молодежи студенческого возраста от церкви и о росте ощущений, что религия навязывается им принудительно. Более того, несколько лет назад ряд известных российских ученых обвинили церковь в открытом письме в том, что она насаждает невежество и клерикальное правление в российском обществе.
Но протоиерей Владимир Шмалий, богослов и заместитель ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия РПЦ, заявил, что усиливающийся диалог церкви и академических кругов в таких областях как философия и биология стал примером гражданского общества в России.
Церковь и Высшая школа экономики (ВШЭ), один из самых западных по своему стилю российских государственных университетов, вскоре подпишут соглашение, которое будет включать сотрудничество между их философскими и историческими факультетами и отделениями, сообщил Сергей Рощин, вице-ректор и профессор ВШЭ.
«Конечно, есть много проблем в отношениях между церковью и обществом, церковью и государством», - говорит он. «Но это предмет для экспертного диалога, который включает в себя и академические круги в том числе», - добавляет Рощин.