Я перечитываю самый жуткий роман Роберта Стивенсона, в то время как тысячи российских демонстрантов решили бросить вызов туманной московской зиме. Я прохаживаюсь в толпе митингующих подобно Габриэлю Джону Уттерсону, пытавшемуся найти объяснение тысячам беспокоивших его мерзких вопросов.
Как и в бессмертном романе шотландского писателя, в ходе декабрьских выборов в Государственную Думу и протестах оппозиции полутонов не наблюдалось. Либо черное, либо белое. Тираны или демократы. С Путиным или без Путина. Дмитрий Медведев пробыл у власти почти четыре года, а получается, что власть осталась на том же месте. Это знали и те, и другие.
На транспарантах и плакатах митингующих выложено все. 10 декабря, который войдет в историю России как день самой крупной демонстрации со времен перестройки, я обратил внимание на двусторонний плакат с надписями по-английски “Big Brother” против “Small Brother”. Большой Брат отождествляется с Путиным; младший брат – с народом. «Большой Брат наблюдает за тобой», написано на одной стороне плаката. С помощью полиции, телевидения и государственных средств. «Младший брат тоже за тобой наблюдает». С помощью социальных сетей, блогосферы, Facebook и Twitter. Все внутри моего компьютера, который не только ускоряет течение жизни и стрессы, оказывается, теперь еще может в одночасье совершать революции.
Начинается кампания по выборам президента, и, в зависимости от того, как на нее посмотреть, добро находится на одной стороне, а зло на другой. Для членов прокремлевской партии «Единая Россия» Путин – это доктор Джекил, а все остальные – жуткие образины коммунистического режима образца 90-х годов, запомнившихся страшным дефицитом потребительских товаров, олигархи, организованная преступность, экономический кризис – это, разумеется, мистер Хайд.
Оппозиция тоже рядится в тогу умного и доброго врача. Но она знает, что независимо от того, потерпит она поражение или нет, ей придется постараться, чтобы найти такого лидера, который объединил бы всех. И надеяться, что впоследствии он не откажется от своих же лозунгов.
Западная пресса тоже, по всей видимости, вдохновилась романом ужасов Стивенсона. Абсолютно не стесняясь, говорит о конце какой-то эры. О конце всего, что есть, и начале абсолютной демократии. Мы лишь наблюдаем зарождение чего-то такого, что еще неизвестно во что выльется. Возможно, в некий переходный период, или в ничего. Потому что жизнь полна полутонов, и ни доктора Джекила, ни мистера Хайда в действительности не существует.