Переговоры глав Евросоюза и Украины завершились без особых достижений. Ассоциация откладывается на неопределенный срок.
Встреча лидеров Украины и ЕС 19 января 2011 года в очередной раз показала, что Европа не готова поступиться своими основными принципами для расширения. Киев может сколько угодно декларировать ускорение своего движения в Европу, но без выполнения определенных требований, которые выдвигает ей Брюссель, ситуация не сдвинется с мертвой точки.
На 15 саммите в Киеве глава ЕС Герман Ван Ромпей заявил, что политическое решение по подписанию договора об ассоциации уже достигнуто, но при этом подписание его будет зависеть исключительно от того, как Украина будет придерживаться главных прав и свобод. Уже сейчас понятно, что парафирования договора, скорее всего, будет только после парламентских выборов в Украине, назначенных на 28 октября 2012 года. И это случится только в случае, если выборы пройдут с полным соблюдением всех демократических норм.
Еще по теме: Украина - не Европа?
Пока Европа призывает Киев быть хорошим партнером и не снижать объемы поставок природного газа через свою территорию. В этом вопросе ЕС также готов помочь Украине деньгами, но при этом пока в Брюсселе не определились, сколько готовы заплатить, и кто после модернизации будет управлять этой системой. Ведь в Москве, которая обязательно станет частью консорциума, не хотят допускать ЕС к этому вопросу. Так как тогда Россия потеряет возможность завладеть этой трубой.
Сейчас Европа живет на грани глобального переформатирования, и потому только те страны, которые выполнили все требования, могут претендовать на реальное продвижение в союз. На остальных у политиков из Брюсселя не хватает желания и времени.
Украина оказалась в положении, когда подписание соглашения об ассоциации и его ратификация могут затянуться на неопределенное время. В то же время Киев сейчас ведет тяжелые переговоры с Москвой о ценах на газ и возможной скидке, потому политическое сближение с этой стороны возможно исключительно при условии новых уступок Киева.
Похоже, в процессе интеграции в ЕС обе стороны решили взять паузу и подождать некоторое время. Ведь сейчас Украина не хочет уступать и выпускать оппозиционеров на свободу, а Брюссель не готов отступить от своих принципов.
В тревожном ожидании
Пятнадцатую встречу лидеров Евросоюза с президентом Украины еще в 2010 году считали рядовой встречей, на которой высокие должностные лица должны были обменяться заверениями, что Украина двигается в ЕС, и разъехаться. Тогда украинские власти больше делали ставку на создание зоны свободной торговли с Европой. Ведь в ноябре 2010 года комиссар союза по делам торговли Карел де Гухт на встрече в Киеве заявил, что Украина сможет подписать этот важный договор уже летом 2011. Кроме того, другие политические вопросы интеграции также продвигались достаточно живо.
Еще по теме: Технично проваленный саммит Украины с ЕС
Этому способствовали сразу два фактора. В то время ЕС переживал короткий период экономического возрождения посреди мирового кризиса. Средний ВВП по странам союза в третьем квартале 2010 года достиг роста в 3,5%, что было немного выше среднего показателя по миру. Кроме того, кризис суверенных долгов в Греции в то время немного поутих. Афины начали реагировать на масштабные финансовые вливания со стороны стран союза и потому смогли показать, что кризис таки отступает.
С другой стороны, сама Украина выражала намерение скорее войти в Европу, а больших претензий к Киеву, кроме экономических показателей, у Брюсселя не нашлось. В конце 2010 года многие эксперты заговорили о том, что ранее безоблачные отношения России и Украины начали портиться. Глава украинского правительства Николай Азаров постоянно требовал и просил снизить цены на газ, но Москва была непреклонна в этом вопросе. И сама говорила о более тесной интеграции в разных отраслях промышленности, хотя Киев не проявлял тут большого энтузиазма.
Читайте еще: Евроинтеграция Украины может стать несбыточной мечтой
Ситуация изменилась в 2011 году, когда украинская внешняя политика переживала несколько резких смен политических пристрастий. В апреле этого года ситуация качнулась в сторону ЕС, и Киев отказался от подписания таможенного союза с Москвой. За это Украина получила более 500 млн. на восстановление саркофага ЧАЭС и другие программы по ликвидации последствий этой аварии. Позднее украинское правосудие начало активно вести судебные процессы против лидеров оппозиции, и в ЕС заметили, что такие действия наводят на мысль о политических преследований оппозиционеров. Киев реагировал на это заявлениями, что он не может повлиять на судебную власть, и что судят не оппозицию, а бывших министра и премьера. В итоге дипломатическая ситуация между Украиной и ЕС начала накаляться, и видные политические лидеры из Европы перестали ездить с дипломатическими визитами в Киев.
Отсутствие итога
Поэтому саммит Украина-ЕС ждали с таким нетерпением. Именно эта встреча должна была показать, насколько в Европе готовы смириться с судебными процессами, которые там называли политическими, и не отдавать Киев в сферу влияния России.
Саммит также продемонстрировал позицию Европы в своих внутренних вопросах. Она не готова к большим компромиссам и не станет идти на уступки властям Украины. Ведь сейчас в Брюсселе понимают, что Киев не станет саботировать поставки газа в ЕС из-за жесткой позиции России, то есть Украина не имеет сильных аргументов в свою пользу.
Кроме того, политические процессы против оппозиции привели к тому, что в ЕС среди рядовых граждан сложилось мнение, что украинский режим активно движется на встречу ситуации в Белоруссии или России. Потому, даже если соглашение будет подписано, с его ратификацией возникнут большие проблемы. Ведь Народная Партия ЕС, которая имеет наибольшее представительство в национальных парламентах стран союза, требует выпустить Юлию Тимошенко и может легко заблокировать ратификацию этого договора.
Еще по теме: Украинский лидер за многовекторную политику Украины с Востоком и Западом
Ситуация остается подвешенной: стороны говорят, что хотят продвигаться дальше и даже продвигаются, но реальных результатов пока не видно. Европа сосредоточилась на своих проблемах, ведь она сама находится на грани выхода из союза нескольких стран из-за несогласия с политикой центрального правительства. Одновременно Украина больше думает о скидке на газ и том, как побороть своих политических оппонентов внутри страны, а не о продвижении в Европу.
Сейчас возникает интересная тенденция, когда саммиты на высоком уровне Украины и стран ЕС при щедрых обещаниях заканчиваются безрезультатно. Стороны постоянно говорят одно и тоже: Европа – что процесс против Тимошенко политический, Киев – что не может вмешиваться в дела судов. На этом все подписывают финальное коммюнике, и встреча заканчивается. Так было осенью 2011 года на саммите Восточного партнерства в Варшаве. Так случилось и 19 декабря в Киеве. Документы и обещания есть, но результатов нет.