Уполномоченный федерального правительства по политике в области прав человека Маркус Ленинг с тревогой ожидает запланированных на конец недели демонстраций против политики Путина. Ленинг, представляющий партию СвДП, требует от европейцев проявления большей уверенности в общении с Россией.
Welt Online: Г-н Ленинг, в ближайшие выходные дни десятки тысяч людей вновь собираются протестовать в Москве против режима Путина. Как обстоят дела с демократией и правами человека в России?
Маркус Ленинг: В России отмечаются многочисленные нарушения прав человека и основных демократических свобод, а признаки правового государства практически не заметны. Убийство адвоката Сергея Магнитского так и не было должным образом расследовано. Процесс против Ходорковского противоречит основным правилам правового государства. По-прежнему мы видим, что убийства журналистов, а также предпринимателей не раскрываются, так как, по-видимому, они не должны раскрываться.
Читайте еще: Что Россия действительно думает о Путине
- Однако президент Дмитрий Медведев постоянно говорит о правовом государстве.
- Медведев только говорит, что он выступает за верховенство закона. Но я не считаю, что он за время своего президентства на самом деле защищал эти принципы. Что касается г-на Путина, то, по моему мнению, он не имеет ничего общего с демократом чистой воды. При Путине однозначно были сделаны шаги назад в области демократии.
- Что вы ожидаете от российского руководства в связи с предстоящими демонстрациями?
- Федеральное правительство призывает руководство в Москве придерживаться демократических правил в ходе запланированных на ближайшие выходные дни демонстраций. Это означает, что принципы свободы слова и свободы собраний должны соблюдаться, а демонстранты не должны быть избиты или посажены в тюрьму только потому, что их мнение не совпадает с позицией российского руководства. С нашей точки зрения, было бы неприемлемо, если бы российские власти вновь ввели ограничения, в соответствии с которыми определенное количество участников демонстраций не должно быть превышено. Европейцы не могут смириться с такого рода правилами.
- Создается впечатление, что правительства стран-членов Евросоюза почти не критикуют продолжающиеся нарушения прав человека в России. Состоявшаяся на прошлой неделе встреча в верхах Евросоюз-Россия вновь превратилась в саммит хорошего настроения.
- Я считаю, что мы должны более спокойно реагировать на позицию России, а также на ее попытки оказать давление при помощи блефа. Думские выборы были подвергнуты критике, однако нам, европейцам, следовало бы более четко высказывать свою точку зрения. В первую очередь я ожидаю подобных действий от уполномоченного Евросоюза по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон (Catherine Ashton). Права человека являются ценностной основой Европейского Союза. Если мы не выступаем в их защиту, то мы таким образом предаем наши собственные ценности. В таком случае доверие к европейской внешней политике оказывается брошенным псу под хвост.
Читайте еще: Право России на демократию
- Тем не менее дипломаты предпочитают призывать к сдержанности, так как Москва является для Евросоюза важным стратегическим партнером.
- Не следует проявлять чрезмерную сдержанность. Российская экономика испытывает сложности, хорошо образованные люди толпами уезжают из страны. Европа намного больше и экономические сильнее, чем Россия. Мы можем вполне уверенно защищать наши интересы и убеждения.
- Что можно сделать против нарушений прав человека в России?
- Нам следует настоятельно потребовать от политического руководства России соблюдения принципов правового государства. Я также выступаю за то, чтобы против отдельных российских политиков, представителей судебной системы и полиции, ответственных за нарушение прав человека, были применены санкции. Им больше не следует выдавать визы для посещения Европейского Союза, а, если у них имеются счета на Западе, то они должны быть заморожены.
Еще по теме: "Русские понятия не имеют о демократии, а Путин ведет себя как Асад"
Такого рода отказ от выдачи виз, а также замораживание активов могли бы подействовать устрашающе, а при самом благоприятном раскладе все это могло бы сократить количество нарушений прав человека в России. Федеральное правительство, а также Бундестаг обсуждают в настоящее время возможность применения подобных мер. Однако в этом вопросе мы находимся в самом начале пути.