Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Балканское упрямство и Гаагский суд

Единственное, что остается македонцам, это отказаться от своего названия. Но поскольку это совершенно бессмысленно, эта тема даже не обсуждается. Похоже, что греки тоже не верят, что это возможно, но все равно держат Македонию в безвыходном положении

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из всех балканских стран у Македонии, пожалуй, самые большие проблемы с евроатлантической интеграцией. Все процессы приостановлены из-за того, что Греция оспаривает ее право на имя. Будущее этой страны практически находится в чужих руках, и единственное, что македонцы могут сделать, это отказаться от своего имени. Но поскольку это совершенно бессмысленно, эта тема даже не обсуждается.

Из всех балканских стран у Македонии, пожалуй, самые большие проблемы с евроатлантической интеграцией. Все процессы приостановлены из-за того, что Греция оспаривает ее право на имя. Будущее этой страны практически находится в чужих руках, и единственное, что македонцы могут сделать, это отказаться от своего имени. Но поскольку это совершенно бессмысленно, эта тема даже не обсуждается. Похоже, что греки тоже не верят, что это возможно, но все равно держат Македонию в безвыходном положении.

Читайте еще: План действий у Македонии есть, но пользы от него мало


В поисках какого-либо решения власти в Скопье обратились в суд, который вынес решение в их пользу, но в настоящее время Греция игнорирует его. Несмотря на то, что Международный суд две недели назад постановил, что в 2008-ом Греция не имела права препятствовать вступлению Македонии в НАТО, Афины по-прежнему не сдаются.



Государству, получившему в названии слово «бывшая» сразу же после обретения независимости, остается надеяться, что последует сильное международное давление на Грецию, чтобы она, наконец, перестала беспокоить северных соседей. Спор длится уже 20 лет, и вот уже семь лет как Македония не может получить дату начала переговоров с ЕС, а в 2008 году ее не приняли в НАТО потому, что одна из областей Греции имеет такое же название.

Неясное постановление


Хотя постановление Гаагского суда для властей в Скопье не означает решения проблемы, президент Македонии Джордже Иванов удовлетворен таким исходом. Он говорит, что такой вердикт является признанием государственной политики Македонии и дает ей большую международную значимость.

«Вместо того, чтобы нарушать Временный договор от 1995 года, Греция, в соответствии с его положениями, должна была бы поддерживать нашу интеграцию в международные организации», - сказал Иванов.

С другой стороны вице премьер-министр Греции Евангелос Венизелос заявил, что решение суда будет изучено и все обязательства, вытекающие из международного права, будут выполнены.

Еще по теме: Хрупкое перемирие в Македонии

«Это не значит, что что-то изменится в нашей национальной стратегии, которая кристально прозрачна и одобрена народом Греции», - сказал Венизелос.

В иске, поданном в 2008-м году, Македония заявила, что Греция препятствует ее вступлению в НАТО и ЕС, что является нарушением Временного соглашения от 1995 года. Соглашение предусматривает, что Македония изменит флаг, и в международных организациях, членом которых является и Греция, будет представляться под названием Бывшая Югославская Республика Македония. В марте 2011 года суд рассмотрел аргументы и принял документы - свидетельства обеих сторон. Греция утверждала тогда, что суд не обладает юрисдикцией в решении таких споров, однако суд был признан компетентным.

«Суд постановил, что ответчик (Греция), выступая против приема истца (Македония) в НАТО на саммите в Бухаресте нарушила обязательства, предусмотренные пунктом 1 статьи 11 Временного соглашения между двумя странами», - сказал председатель суда Хисаши Овада.

Но это не решило проблему, поскольку суд в Гааге отклонил просьбу Македонии обязать Грецию и впредь не препятствовать ее вступлению в международные организации. Эксперты объясняют, что суд таким образом предоставил обеим сторонам возможность найти решение в споре о названии страны путем переговоров, в соответствии с Временным соглашением.

Аналитик Греческого фонда Йоргос Когопулос говорит, что приговор не совсем четкий и ясный, и не разрешает спор о названии, а решение, приемлемое для обеих сторон, должно быть найдено при посредничестве Организации Объединенных Наций.

Бывший министр иностранных дел Македонии Денко Малеский считает, что решением может быть изменение в какой-то степени определения «Бывшая Югославская Республика Македония», которое используется сейчас, но македонский народ не воспримет изменения Конституции и названия учреждений под диктатом иностранного государства.

«Название Македонии является частью нашей идентичности и не может быть никакого решения, при котором оно должно было бы быть стерто из памяти, песен и истории», - сказал Малеский.

Хотя после решения Гаагского суда и доклада Европейской комиссии ожидали какого-то сигнала для Македонии, Европейский совет министров вновь отложил начало переговоров о вступлении с этой страной. По просьбе Греции Брюссель даже воздержался от каких-либо комментариев решения Международного суда в Гааге.

Читайте еще: Американские солдаты вмешиваются в конфликт в Македонии

Граф Николаус Ламбсдорф, отвечающий в МИД Германии за Западные Балканы, на вопрос о том, пытается ли Греция шантажировать Европейский Союз, отвечает: «Не думаю, что Греция пытается шантажировать ЕС. Греция является членом Союза и одной из нас. Однако, до сих пор не было найдено ни одного решения по спору о названии, который является препятствием для Скопья. ЕС не вмешивается в спор, выход один - консенсус».



Комментируя приговор суда в Гааге Ламбсдорф утверждает, что сейчас необходимо определить каковы будут его последствия. «Это не прямой вердикт в споре о названии, и я не думаю, что такие решения могут иметь политические последствия. Я думаю, это будет обсуждаться с нашими греческими партнерами», - сказал Ламбсдорф.

Имя прилагательное и имя существительное


В 1991 году Социалистическая Республика Македония объявила о своей независимости от Югославии и попросила международного признания в качестве Республики Македония. Почти один миллион греков в Афинах протестовали против использования этого названия. Греция закрыла границу с северными соседями. Они утверждали, что Республику в 1944 придумал Тито и назвал «Македония» потому, что у него были претензии к северной части Греции и порту Салоники. Их обижали ссылки на древнюю Македонию. Современные македонцы все-таки славяне, которые появились в регионе каких-то 1500 лет назад. Они также были обеспокоены безоговорочной поддержкой, которую республика предоставляла этническим македонцам за пределами страны. Многие македонцы в Греции во время гражданской войны были на стороне коммунистов, и за это несли наказание, самые ярые македонские националисты являются потомками тех бежавших или изгнанных из Греции во время войны.

После двух лет переговоров Греция разрешила Македонии войти в ООН под временным названием «Бывшая югославская республика Македония».

Еще по теме: 5 причин краха Греции и Италии

Сразу же возникли проблемы в связи с тем, где (в алфавитном порядке) будет сидеть представитель страны в Генеральной Ассамблее. Греция требовала, чтобы это было не между Люксембургом и Мадагаскаром, а между Финляндией и Францией - македонцы возразили, ссылаясь на то, что «бывшая» (former) это прилагательное, а не имя собственное. В конце-концов представителю Македонии отвели место между Таиландом и Тимор-Лешти.

За этим последовало еще два года переговоров. В 1995 году двусторонние отношения между Грецией и Македонией были формализованы «Временным соглашением», который по сути был способом растянуть процесс и с одной, и с другой стороны. Нигде в соглашении не упоминались названия ни одной из стран. Македония отказалась от каких-либо претензий на территории Греции, пообещала не поддерживать этнических македонцев в Греции и убрать со своего флага «вергинское» солнце, символ древней Македонии, пообещав «прекратить использование этого символа в любой форме». Что же касается греков, то они обещали не препятствовать вступлению Македонии в международные институты до тех пор, пока она использует название БЮРМ. Назначен посредник из Организации Объединенных Наций, но даже почти после двух десятилетий переговоров страны не смогли договориться о имени.

В международном сообществе все больше превалируют мнения в пользу Македонии, но это не способно убедить греков сменить свою точку зрения.