Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия идет за арктической нефтью, но не соблюдает культуру безопасности

Блог Russia Watch главы московского бюро Voice of America

© РИА Новости Сергей Ещенко / Перейти в фотобанкСамоподъемная плавучая буровая установка "Кольская" в Кольском заливе на грузовом судне "Трансшельф"
Самоподъемная плавучая буровая установка Кольская в Кольском заливе на грузовом судне Трансшельф
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мере того, как Россия движется к энергетическим границам Арктики, желая сделать из нее новую область добычи нефти, пришло время ввести жесткие нормы в области безопасности и покончить с безнаказанностью управленческой некомпетентности. Можно быть по-умному жестким, и не обязательно для этого быть сталинистом.

Представители Запада удивляются, почему изображения Сталина зловещим образом появляются на российских демонстрациях протеста. Как и большинство людей, русские демонстрируют выборочный подход к своей истории.

Почти 60 лет спустя после смерти Сталина некоторым русским нравится не Сталин-массовый убийца, а Сталин-управленец, который расстреливал за некомпетентность.



Спустя шесть месяцев после аварии речного теплохода, который затонул, унеся жизни десятков женщин и детей, а также после катастрофы старого самолета, когда погибла целая хоккейная команда, теперь у нас затонула буровая платформа - во время транспортировки 67 человек по ледяным водам - сильно после того, как навигационный период закончился.

В этих трех случаях три компании возлагают вину на капитана или пилота, который удобным образом погиб. Но есть небольшая проблема с последним случаем, когда в воскресенье в Охотском море утонула буровая платформа «Кольская». Капитан был настолько против того, чтобы двигать 26-летнюю платформу, что подал в отставку. Владелец платформы, компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), отказалась одобрить его прошение об отставке, очевидно, заставив его пойти на риск и все же попытаться отбуксировать платформу.

Смотрите по теме: Авария буровой платформы в Охотском море

Владимир Путин, нынешний российский царь, не раз произносил слова о том, что новым нефтяным рубежом, новой осваиваемой в плане добычи «черного золота» территорией России является Арктика. В прошлом году в Москве на ежегодной российской конференции по Арктике я записал, как г-н Путин заверяет международных арктических экспертов в том, что на фоне взрыва на нефтяной платформе ВР в Мексиканском заливе, который привел к беспрецедентно крупномасшатбному разливу нефти, Россия будет придерживаться исключительно высоких стандартов в области безопасности и охраны окружающей среды, ведя бурение в Арктике.

Но если взглянуть на последний опыт как на ориентир, обнаружится, что будет проведено извилистое и бессвязное расследование причин затопления платформы, а затем воскресная катастрофа будет замята. Пятьдесят три человека мертвы, но никто не отправится в тюрьму, и уж конечно никто не будет расстрелян. Слабая российская культура безопасности придет и в эру арктической энергетики.

В понедельник, в рамках отдельного дела, мы вновь увидели этот современный синдром, заставляющий быстро хоронить сведения о государственной некомпетентности. Члены семей ста тридцати человек, которые погибли в 2002 году во время штурма захваченного террористами театрального центра в Москве, выиграли свой первый суд против российских властей - решение в их пользу вынес Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Во время осады полиция пустила газ в театр, который захватили 40 чеченских террористов. Хотя рядом со зданием были припаркованы десятки машин «скорой помощи», никто из полицейских не снабдил медиков противоядием. Почти все жертвы из числа захваченных посетителей театра погибли от воздействия газа.

Еще по теме: В ярославской катастрофе может быть замешана большая политика

Воскресный случай с нефтяной платформой, которая затонула в Арктике, был связан с потрясающей некомпетентностью, которая в большинстве стран стала бы уголовным преступлением.

Начнем с того, что платформа была доставлена для работы у западного побережья полуострова Камчатка в сентябре, в то время, когда большинство операций, наоборот, готовятся к свертыванию с окончанием сезона. Зимой тут начинают дуть ветра, появляются опасно высокие волны, а потом сплошной лед. АМНГР, владелец платформы, очевидно, опасалась, что ее платформе будет нанесен ущерб, если она окажется во льдах. Поэтому компания предприняла попытку пересечь Охотское море (путь длиной в 500 километров), чтобы доставить платформу в безопасную гавань, к югу от пятидесятой параллели на Сахалине. Более безопасный более южный маршрут - длиннее, остров находится на небольшом расстоянии от Курил.

Я пять раз ездил на Сахалин, и все для того, чтобы сделать репортажи о морской добыче нефти. Если полететь на север от Хоккайдо в это время года, можно увидеть, как все плавучее оборудование хранится в безопасном месте, собранное там на зимний период - в японском Вакканаи, или в самом южном порту Сахалина под названием Корсаков. По каким-то причинам владельцы платформы решили везти ее на юг лишь спустя почти два месяца после того, как закончили буровые работы в октябре.

Сергей Лойко из газеты Los Angeles Times разговаривал с Людмилой Козловой, вдовой Александра Козлова, капитана платформы.

«Мой муж несколько раз звонил мне, и говорил, что эта операция - самоубийство, так как в этих водах запрещено транспортировать платформы в период с 1 декабря по 29 февраля, - сказала Козлова Лойко по телефону из Мурманска. - Он сказал, что волны очень высокие, а ветер очень сильный и холодный, и если платформа вся покроется льдом, она обязательно перевернется - и в итоге это оказалось правдой».

Вдовы других членов экипажа заявили другим средствам массовой информации, что их мужья имели серьезные опасения по поводу попытки пересечь море в середине декабря.

Трагедию усугубил тот факт, что на платформе было 67 человек, на 14 больше, чем ее экипаж из 53 человек. Так как нефтяные платформы могут быть крайне нестабильны, российские и международные нормы обуславливают, чтобы только минимальный экипаж, необходимый для управления платформой, находился на ней во время движения. Из 67 человек, которые были на борту, 60 вполне могли находиться на борту ледокола или буксира, которые вели платформу на юг.

Читайте еще: Список последних космических катастроф России

Таким образом, мы получаем нестабильную платформу, набитую людьми словно паром между индонезийскими островами, пытающуюся совершить опасный северный переход, да еще и в несезон, когда навигация уже закончилась.

И как же Юрий Мелехов, исполняющий обязанности генерального директора АМНГР, назвал катастрофу на пресс-конференции в Мурманске в понедельник? Форс-мажором.

Словарь дает определение форс-мажорной ситуации как «неожиданного и разрушительного события, которое может послужить оправданием для одной из сторон в случае невыполнения контракта».

Предположительно, ответ АМНГР является юридическим позиционированием, предпринимаемым в надежде получить какие-то страховые выплаты. Я не знаю, какая компания страховала платформу, если вообще какая-то страховала. Но выражение «форс-мажор» вряд ли впечатлит международных страховщиков, таких как, например, Lloyds of London, которые очень хорошо осведомлены о загадочном мире северных периодов навигации и судах ледового класса.

Друг, который работал в области разведки и разработки нефти и газа на шельфе Сахалина, написал мне в электронном письме во вторник: «Насколько я помню, есть закон или правило, которое требует, чтобы к 15 октября все платформы находились южнее 50 параллели, именно по этой причине. Это оказывает давление на многих операторов, с тем, чтобы они успевали завершить все работы за один сезон. Так что же они делали там два месяца спустя после крайнего срока? Я подозреваю, что были нарушения, и если в процесс вовлечен Газпром, мы больше ничего об этом не услышим».

Газпром, государственный энергетический гигант, заключил договор на разведработы силами этой платформы. Но Газпром умывает руки в связи с катастрофой, заявляя, что его контракт закончился 4 декабря, за две недели до происшествия. А учитывая, что российское движение в Арктику будет осуществляться прежде всего с базы в Мурманске, Москве понадобятся компании, подобные АМНГР.

Если сам факт трагедии окружала преступная халатность, то еще большая некомпетентность была продемонстрирована во время спасательной операции.

Хотя платформа затонула при свете дня, и тонула в течение двадцати минут, два сопровождающих судна в конвое - ледокол и буксир - смогли спасти только каждого пятого из находившихся на борту. Спасательные плоты с платформы были спущены пустыми. В версии «Титаника» образца XXI века большинство людей до последнего оставались на палубе, сохраняя веру в то, что их спасут вертолетом - пока не стало слишком поздно.

Некоторые из находившихся на платформе нечеловеческим усилием воли смогли натянуть гидрокостюмы и проплыть достаточно далеко в холодной воде, чтобы не попасть в смертельную воронку, образовавшуюся на поверхности, когда многотонная конструкция затонула и погрузилась на километр вглубь на дно океана.

Читайте еще: Генералы ВВС Польши уволены за катастрофу под Смоленском

При приближении к сопровождающим судам обессилившие выжившие, очевидно, столкнулись с еще большей некомпетентностью. «Они думали, что мы сами взберемся на борт, но мы уже слишком ослабели», - рассказал в телевизионном интервью бурильщик с платформы Александр Коваленко. «Все кричали: «Спасательные жилеты, спасжилеты, плоты».

«Я не знаю, почему капитаны спасательных судов не сбросили плоты», - говорит Коваленко, по которому видно, что он по-прежнему слишком слаб после переохлаждения.

Первыми русскими моряками, отправившимся в Арктику, были поморы. Около тысячи лет назад они плавали к северу от Белого моря. Бросая вызов этим ледяным водам, эти находчивые мореплаватели, по-видимому, не сверялись с инструкцией по безопасности, прежде чем протянуть руку помощи человеку за бортом.

Десять лет назад я был в списке тех, кто должен был отправиться на вертолете на «Гибернию», крупнейшую в мире нефтепроизводительную платформу, которая работала возле Ньюфаундленда в Северной Атлантике.

Поездка не состоялась. Exxon Mobil, оператор платформы, настаивал, чтобы я прошел двухдневную тренировку по безопасности на случай пребывания в холодной воде, но этих двух дней у меня не было. Мне пришлось сидеть в конференц-зале в Сент-Джонсе и смотреть видео о «Гибернии».
 
По мере того, как Россия движется к энергетическим границам Арктики, желая сделать из нее новую область добычи нефти, пришло время ввести жесткие нормы в области безопасности и покончить с безнаказанностью управленческой некомпетентности. Можно быть по-умному жестким, и не обязательно для этого быть сталинистом.