Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двадцать лет тому назад Горбачев оставил пост президента СССР, и красный флаг был спущен с купола Кремля. Андреа Грациози, профессор по современной истории в неаполитанском университете Федерико II и автор двух важных книг об СССР,вспоминает об этапах демонтажа империи.

Горбачев появился на экранах телевизоров и произнес короткую речь по всем каналам. Он объяснил, что он пытался сделать в ходе перестройки, какой прогресс был достигнут в результате реформ, подчеркнул важность международной разрядки напряженности, сказал, что взял на себя ответственность не вмешиваться в процесс самоопределения стран Восточной Европы, заявил, что страна могла бы остаться единой, но теперь процесс распада неизбежен. Потом он пожелал всем счастья и удачи и объявил о своей отставке.

В этот день 1991 года, когда  Горбачев оставил пост президента СССР и красный флаг был спущен с купола Кремля, праздновалось  католическое Рождество. По прошествии двадцати лет с момента распада СССР мы попросили  Андреа Грациози, профессора по современной истории в неаполитанском университете Федерико II и автора двух важных книг об СССР, опубликованных  в издательстве «Mulino» («СССР Ленина и Сталина», «СССР от триумфа до упадка») рассказать об исторических этапах, которые привели к концу советского гиганта и, следовательно, о «коротком веке»,  используя терминологию британского историка Эрика Хобсбаума (Eric Hobsbawm).



- Почему реформы Горбачева не сработали?

- Перестройка оказалась неэффективной и не привела к существенным переменам. Из-за того что реформы не соответствовали реальности и действительным возможностям страны, перестройка вызвала ускорение процесса распада и системного кризиса, начавшегося в эпоху Леонида Брежнева.

Но вопрос выходит далеко за рамки технических аспектов. Проблема заключается в том, что Горбачев попробовал запустить механизм перемен, но этот механизм никогда глубоко не обсуждался. Уже в начале восьмидесятых годов, еще до прихода Горбачева к власти советское руководство считало, что система нуждается в реформировании. Но слово реформа нельзя было произносить, говорилось только об усовершенствовании, потому что коммунистическая элита искренне полагала, что СССР мог еще функционировать, если удалить ржавчину. Горбачев тоже стоял на этой позиции, поэтому он попытался провести реформы, которые не подрывали бы основу системы в противоположность тому, что сделал в Китае Дэн Сяопин, который полностью демонтировал старую экономику. К этому надо добавить, что советские политики были люди умные, но с ограниченным кругозором. Они никогда не читали западных трудов,  и у них не было полезных инструментов для того, чтобы затормозить разрушение СССР.

- Горбачев понял, что его реформы не могли разрешить ситуацию?

- Да, примерно к 1987 году. Но его анализ был ошибочен. Он счел, что причина провала реформ заключается не в системе как таковой, а в партии, которая противостояла перестройке. Поэтому в 1988 году он распустил секретариат Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), что ухудшило ситуацию, так как прежде этот орган был стержнем системы. Уничтожив его, Горбачев потерял контроль над страной. Во-вторых, руководящая группа реформаторов, прежде довольно сплоченная, в этот момент разделилась.

Читайте еще: СССР рухнул по глупости


- Насколько велика была роль в распаде СССР этнических трений и стремления к независимости различных республик, входящих в Союз?
- Сначала они были незначительны. Потом с обострением ситуации они определили эволюцию самого кризиса, что вылилось в соревнование, как заменить старую государственную машину. В этот момент, а именно в 1989 году различные республики, входившие в состав  СССР,  начали проявлять волю к отделению, чтобы  пойти своим путем и стать независимыми и суверенными государствами.

- Какую позицию занял Горбачев в этом соревновании между моделями и альтернативными представлениями о государственном устройстве?
- Он быстро понял, что для того чтобы спасти страну, нужно было отказаться от социализма и создать на новой базе федеральный союз. Таким образом, был заключен Союзный договор в Ново-Огарево, который подтвердил существование федерального государства, уравновесив компетенции и власть его членов. Грузия, Армения и прибалтийские республики не принимали участия в этом процессе, но все другие республики СССР его одобрили, как и их граждане, высказавшиеся на референдуме за сохранение Союза.

Путч в августе 1991 года помешал тому, чтобы договор вступил в силу. Следовательно, участники путча ответственны за распад Союза, который в противном случае мог бы сохраниться.

- Считаете ли вы, что события 1989 года в Центральной и Восточной Европе повлияли на судьбу СССР?

- Не слишком. Советский народ осознал, что социалистическая система не оправдала себя, но подход руководства Москвы не переменился. Однако динамика событий изменилась на противоположную. Если до прихода Горбачева к власти реформаторские порывы в братских странах влияли на внутреннюю политику СССР, то начиная с 1985 года, произошла инверсия тенденции: перестройка придала импульс странам Восточной Европы к началу демонтажа социализма. А Горбачев со своей стороны в этот процесс не вмешивался.

- Может быть, заслуга Горбачева заключается в том, что он воспрепятствовал распаду СССР насильственным путем.

- Безусловно. Но вся руководящая верхушка в Москве отрицала применение насилия. Даже путчисты в августе 1991 года не стреляли в народ. Демонтаж Советского Союза произошел как бы с общего согласия. Если не считать тяжелые конфликты в Абхазии, Приднестровье и так далее, не возникло больших проблем с определением границ, национальными меньшинствами и руководством ядерными арсеналами. Это произошло также и благодаря американцам, которые поддерживали Горбачева до самого конца, что позволило ему и всему руководству СССР быть спокойными.

Еще по теме: 20 лет после распада СССР

-По какому пути пошла постсоветская Россия?

- Конечно, Россия — это очень сложная страна, характеризующаяся политической структурой и стилем управления, которые имеют множество ограничений (недавние манифестации протеста против непрозрачных выборов в Думу это подтверждают - примечание редакции). Управление страной основано на фигуре сильного лидера и партии-гегемоне, «Единой России», но ему, надо заметить, свойственна значительная диалектика.

Можно поспорить также с тем, что победа во второй мировой войне ставится на вершину  ценностей и символов нации, так как в этой победе проявились империалистические черты. Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что Россия испытывает ностальгию по сталинским временам. Это не так.

Если отвлечься от этих ограничений, мы должны перечислить то, что было сделано за эти двадцать лет. Россия в 1991 году была страной, которая должна была воссоздать себя с нуля. Десятилетиями она пребывала в изоляции. Не было банков, не существовало коммерческого права, не было акционерных обществ, не было прямой налоговой системы. Другими словами, не было ничего. Конечно, не стоит в ближайшие годы ждать либеральной революции. Семьдесят лет коммунистической истории все еще висят тяжелым грузом. Следует также вспомнить, что у нас в Италии потребовались годы на то, чтобы окончательно ликвидировать фашистское наследие. России потребуется еще больше времени.