Реакция Армении на принятый парламентом Франции 22 декабря закон об уголовном наказании за отрицание геноцидов, в том числе геноцида армян в Османской империи 1915 года, была предсказуемой. Люди говорят: «Президент Саркози пообещал, что этот закон будет принят еще при его президентстве и сдержал свое слово».
Во время визита в Ереван в октябре 2011 года президент Николя Саркози заявил, что, если Турция до конца года не признает геноцид армян, Франция ужесточит свое законодательство. Тогда многие аналитики сошлись во мнении, что французский президент своими заявлениями спешит до новых президентских выборов заручиться поддержкой полумиллионной армянской диаспоры.
Армения благодарит Францию
С заявлением о решении парламента Франции в четверг, 22 декабря, выступил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Выразив благодарность высшему руководству Франции, Национальному собранию и всему французскому народу, он заявил, что «еще 10 лет назад, признав на законодательном уровне геноцид армян, французский народ продемонстрировал, что права человека являются высшей ценностью, а приняв этот законопроект, подтвердил, что преступления против человечности не имеют срока давности, и их отрицание однозначно подлежит осуждению».
Турция не может угрожать Франции
Как отметил в беседе с корреспондентом Deutsche Welle депутат Национального собрания Армении Ара Нранян, «особую значимость закону придает тот факт, что за него проголосовало подавляющее большинство французских законодателей». По его словам, когда подобные решения принимали ранее в других странах, правительства или выступали против, или вели себя нейтрально. «Однако на этот раз было продемонстрировано полное единодушие с исполнительной властью», - сказал депутат.
Нранян подчеркнул, что Франция вновь продемонстрировала миру свою приверженность общечеловеческим ценностям, вновь показала, что в современном мире не может быть места расизму и нарушению прав человека. Коснувшись угроз Анкары в адрес Франции, депутат заявил, что Турция - не та страна, которая может всерьез угрожать Франции. «Еще неизвестно, кто больше пострадает от турецких санкций против Парижа - турки или французы», - отметил парламентарий.
Когда двусторонние отношения отсутствуют
По мнению президента Ереванского пресс-склуба Бориса Навасардяна, «учитывая традиционно недобрососедский характер армяно-турецких отношений, особенно их негативную динамику после замораживания протоколов об открытии границы и установлении дипломатических отношений между двумя странами, принятие любого документа, нежелательного для Турции, в Армении приветствуется. Причем как на официальном уровне, так и в среде широкой общественности».
По его словам, «в Армении не придают большого значения разговорам о том, что за подобными решениями может скрываться конъюнктура, что такие законы ограничивают свободу выражения и возможности дискуссий об историческом аспекте проблемы. Для армян несущественен конфликт между правом на высказывание мнений и международным правовым принципом, согласно которому отрицание геноцида должно рассматриваться как проявление расизма и, соответственно, должно быть уголовно наказуемо».